Економіка

анализ

Чем для экономики обернется повышение минимальной зарплаты

39719
Чем для экономики обернется повышение минимальной зарплаты

Верховная Рада досрочно выходит из летних каникул, чтобы увеличить минимальную заработную плату. Депутаты спешат: президент Владимир Зеленский обещал повышение до 5000 гривен с 1 сентября (тогда надбавки придут еще до дня голосования на местных выборах), времени мало. Это будет первый — и пока самый незначительный — из трех обещанных этапов повышения минималки.

«Немного поддержать людей»

Определенный неотложным президентский законопроект № 3963 предусматривает, что минимальная зарплата увеличится почти на 6% «с целью улучшения качества жизни граждан за счет повышения уровня доходов работающего населения». Цель хорошая, потому что нынешние 4723 гривны — это мало. Фактический прожиточный минимум, по подсчетам Министерства социальной политики Украины в ценах июля 2020, равен 5054 грн. Кроме того, повышение минималки увеличит доходы работников бюджетной сферы, чьи должностные оклады рассчитываются по единой тарифной сетке, привязанной к минимальной зарплате.

«Сейчас очень важно немного поддержать людей», — говорит Зеленский, имея в виду коронакризис и карантин.

Следующие этапы повышения минималки — на тысячу гривен с 1 января и на 500 гривен с 1 июля — собираются прописать уже в следующем бюджете на 2021. Его проект должен быть представлен до 15 сентября. Если все эти планы будут реализованы, то минимальная зарплата меньше чем за год увеличится почти на 40% и достигнет 6500 гривен. Это, конечно, не плюс 100%, как в 2017 году, но тоже существенно и для Украины нетрадиционно.

На время денежной реформы 1996 года минимальная зарплата в Украине составляла полтора миллиона купоно-карбованцев. После введения гривны от этой суммы отпали нуле, и минималка «уменьшилась» до 15 гривен (в то время — менее 9 долларов). Через год ее подняли втрое. В последующие годы минимальную зарплату в Украине повышали еще пять десятков раз. Но мало какие из этих повышений были столь значительными, как обещают сейчас.

Запланированная динамика повышения минимальных стандартов оплаты труда к тому же намного опережает темпы экономического роста. В 2020 году ВВП Украины вообще сократится, а в 2021-м ожидается умеренный рост на уровне около 4%.

Последствия

Председатель Совета Национального банка Богдан Данилишин считает, что повышение минималки улучшит ее соотношение к средней зарплате, увеличит спрос на внутреннем рынке (хотя очевидно, что речь пойдет в первую очередь об узком сегменте товаров первой необходимости) и будет способствовать детенизации экономики.

Но отдельные украинские экономисты, в частности из Центра экономических стратегий, уже окрестили планы Зеленского и его правительства популизмом. Они прогнозируют, что резкое повышение минималки в условиях экономического кризиса станет шоком для бизнеса. Его фактически поставят перед выбором, как обеспечить вынужденное увеличение оплаты труда: поднимать цены на свою продукцию, увольнять рабочих, выводить их в тень или отказываться от инвестиций. Больше всего пострадают малые и средние предприятия, для которых рост минималки больнее, чем для крупного бизнеса.

Увеличение налоговой нагрузки почувствует не только бизнес, который действительно платит минималку, но и тот, который делает это с целью минимизации налогов (выплачивая остальные зарплаты «в конверте»). Заденет и ФЛП, которые платят единый социальный взнос в размере 22% от минимальной зарплаты. Его сумма увеличится с 1039 гривен до 1100 уже в этом году и до 1430 гривен в следующем.

Привязаны к минимальной зарплате и некоторые другие налоги, сборы и платежи. Например, максимальная ставка налога на недвижимость — 1,5% от минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января отчетного года. То есть в 2021 году налог будет платиться по максимальному расчету 70.84 грн за кв. м, а в 2022 — уже 90 гривен (1,5% от минималки на начало 2021).

Министр финансов Сергей Марченко в интервью «Фокусу» сказал, что рост минималки на 300 гривен уже в этом году дополнительно принесет в бюджет около 1,2 млрд. гривен в виде налога на доходы физических лиц и еще 1,7 млрд. гривен в виде ЕСВ. «Повышение не критично», — считает министр.

В проекте изменений в бюджет, который предложили в Офисе президента, предусмотрено увеличение НДФЛ только на 461 млн гривен. Профинансировать повышение минималки планируют в основном за счет уменьшения на 3,5 млрд. гривен расходов на обслуживание государственного долга. Это объясняется более сильной гривной «по сравнению с прогнозным курсом». Чем финансировать будущий рост минималки, пока неизвестно. Председатель Государственной налоговой службы Алексей Любченко уверяет, что «все уже сбалансировано», и он, в частности, обязался обеспечить на следующий год рекордный показатель налога на добавленную стоимость.

Инфляция

Один из главных рисков резкого повышения размера минималки — это инфляция. За ростом внутреннего потребления идет рост цен. По оценкам Нацбанка, двукратный рост минимальной зарплаты в 2017 году добавил около двух процентных пунктов к потребительской инфляции. Тогда повышение зарплат «подхватил» частный сектор: рабочей силы не хватало, многие уезжали на заработки за границу. Не исключено, что и нынешние планы направлены именно на это — немного раскрутить инфляцию. В июне министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко назвал нынешнюю низкую инфляцию (чуть выше 2% в годовом измерении) «катастрофической». В правительственном прогнозе на 2021 заложена инфляция на уровне 7,3%, тогда как НБУ пока ожидает только 5,5%.

Но такое развитие событий будет иметь и обратный эффект. Действующая власть рассчитывает на более дешевые кредиты для бизнеса, тогда как ускорение инфляции, наоборот, может спровоцировать увеличение процентных ставок.

«Стремительное повышение минимальной заработной платы в следующем году с соответствующими проинфляционными эффектами вместе с уже очевидной паузой в получении траншей от МВФ создают предпосылки для более быстрого и более решительного повышения [учетной] ставки», — предупреждают в Киевской школе экономики. Это, соответственно, ограничит возможности кредитования, что противоречит планам правительства.

Впрочем председатель Национального банка Кирилл Шевченко рисков для инфляции не видит. Он считает, что плюс 300 гривен к минималке с сентября «практически не скажутся на общем уровне инфляции», а ценовой эффект от следующих повышений «будет существенно меньше, чем в 2017 году».

Источник

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама