Мобильный оператор МТС констатировал резкое увеличение случаев мошенничества (фрода). «Около месяца назад в нашей сети в несколько раз увеличилось количество фрода», — сообщила «Капиталу» начальник отдела по связям с общественностью компании «МТС Украина» Виктория Рубан.
По ее словам, когда эксперты МТС стали выяснять причины, то оказалось, что в своей схеме мошенники используют одну из услуг мобильной коммерции. По информации одного из собеседников «Капитала» в крупном операторе, речь идет о запущенной «Киевстаром» чуть больше месяца назад услуге электронной коммерции «Мобильные деньги».
Эта услуга позволяет абонентам с помощью мобильного счета производить микроплатежи: оплачивать коммунальные услуги, счета за электроэнергию, телеком-услуги, госпошлины. Как только сервис был запущен, он сразу же стал объектом пристального внимания мобильных мошенников. Ведь помимо всего прочего сервис по электронной коммерции позволил сделать то, что раньше было проблематично — перевести средства на банковскую карту, а также получить наличные в отделении банка.
Мошенники начали использовать давно протестированную схему. Речь идет об осуществлении звонков на другие сети с использованием тех тарифов МТС, где исходящий обходится в 25 коп. за мин. Мошенники вставляют сим-карты в специальные устройства («машинки»), которые позволяют совершать звонки с нескольких сим-карт одновременно, и звонят на карты специальных предложений «Киевстара», в которых за входящие звонки начисляется вознаграждение в размере 30 коп. за мин.
Таким образом мошенники на каждой минуте зарабатывают 5 коп. Если раньше они не могли выводить накопления со своего счета «Киевстар» и тратили их на дополнительные услуги оператора, то теперь можно переводить заработок на банковский счет, получая таким образом реальные деньги, с которых не платятся налоги. «Мы приняли меры для блокирования этой схемы», — говорит Рубан. Но мошенники пока оказываются проворнее.
По оценке одного из источников «Капитала» в крупном мобильном операторе, около 75 % транзакций в «Мобильных деньгах» совершается с целью обналичивания бонусов. «За последнее время появились тысячи сим-карт, которые используются для фрода», — говорит собеседник издания. В «Киевстаре» с такими объемами не согласны. По словам пресс-секретаря компании Ирины Леличенко, главным образом мобильный кошелек используется для оплаты коммунальных платежей и интернета. Хотя она признает, что на пополнение банковских карт тоже приходится ощутимая доля. Представитель «Киевстара» утверждает, что в компании не наблюдают всплесков входящего трафика.
«По-прежнему основной объем используемых нашими абонентами минут — это внутрисетевой трафик», — говорит Леличенко. Она заверила, что возможность фрода минимизирована. Ежемесячный объем транзакций одного абонента не должен превышать 10 тыс. грн. Хотя Леличенко признает, что у компании существует тариф «Базовый+», где бонусы за входящие начисляются на основной счет.
Махинации с трафиком могут привести к тому, что конкурентам при взаиморасчетах по интерконнекту придется доплачивать «Киевстару», так как сальдо будет явно не в их пользу, в то время как обычно происходит сбалансированный взаиморасчет. Сейчас регулируемая сетевая ставка составляет 36 коп. за минуту. Ее операторы доплачивают конкуренту при произведении их абонентами звонков на другие сети. Эта ставка позволяет «Киевстару» компенсировать расходы, которые у него появляются при выплате своим абонентам бонусов за входящие в размере 30 коп. за мин.
Эксперты удивлены наличием «дыр» в новом сервисе. Система электронных денег имеет все возможности, чтобы предотвратить подобный фрод, рассказывает директор по корпоративным отношениям и контролю платежной системы «ГлобалМани» Юрий Корж. По его словам, легальные системы являются объектами финмониторинга и обязаны применять очень серьезные меры по предотвращению мошенничества.
Примечательно, что третий по величие оператор «Астелит» (life:)) не наблюдает резкого увеличения исходящего трафика и связанного с ним фрода. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Оксана Рудюк.