Сводная статистика фестиваля «Відлуння», который в 15‑й раз принимает театр «Колесо», такова: шесть дней, тринадцать спектаклей, восемь стран. Наибольшее количество постановок, наряду с Украиной, представят Армения и Греция. Если же говорить о литературной основе, то классики и современники соседствуют здесь на равных.
Этот фестиваль начнется «Бесхребетностью» Киевского театра драмы и комедии, и это будет единственное исключение из объявленного формата «Один спектакль — один актер». В постановке дебютировавшей в прошлом году Анастасии Осмоловской по пьесе немки Ингрид Лаузунд задействована целая команда актеров, но тема офисного быта сводит индивидуальность персонажей к некоему единому шаблону. Все же прочие работы предполагают монологичность.
Основатель «Современного театра Афин», выдающийся греческий артист старшего поколения Джордж Мессалас покажет на основной сцене «Колеса» инсценировку «Записок сумасшедшего» по Гоголю. А его коллега Ольга Позели, создавшая авторский проект Noiti Grammi Theatre Group, — инсценировку «Красная Тойота» по роману Джойс Кэрол Оутс «Черная вода». Это одновременно документальный спектакль, основанный на реальных событиях, и действо-воспоминание, в котором молодая журналистка, доведенная до гибели любовником-политиком, в минуты медленной смерти будто заново проживает свою жизнь.
В силе польской пластической школы можно будет убедиться, посмотрев «Код» блестящего Януша Столярского, где размышления о смысле бытия перетекают из слов и музыки в движение. Британец по паспорту Питер Милошевски — единственный, кто решился показать свой авторский проект не на обычной сцене, а в кафе «Колеса». «Надежда», сложенная из текстов Шекспира, Чехова, Тарковского и Бюхнера, не только была отмечена на многих театральных фестивалях, но и попала в топ-10 2011 г. по версии театральных критиков Великобритании. Разнородная литературная основа (Леонардо да Винчи и Шекспир) не помешала белорусу Василию Гальцу превратить «Жалобы влюбленных» в глубоко личное высказывание о страстях человеческих.
Предпоследний фестивальный день посвящен работам многочисленной армянской делегации. Героя Роберта Акопяна («К вам обращаюсь, господа и дамы!») из Ереванского русского драматического театра даже в эмиграции не оставляют воспоминания о погибших во время геноцида родных и друзьях. Мурад Джанибекян, вооружившись пьесой «Эскориал» бельгийца Мишеля де Гельдерода, попытается проникнуть в душу короля-диктатора. Еще одна развенчивающая мифы постановка — «Я — чайка» актрисы ереванского ТЮЗа Ларисы Гевондян — предполагает новую трактовку хрестоматийных чеховских мотивов.
Завершат же многодневную программу хозяева. Актриса театра «Колесо» Мария Груничева вспомнит спектакль «Я жду тебя, любимый», довольно давно срежиссированный Виталием Семенцовым в Новом драматическом театре на Печерске. Поначалу может показаться, что речь опять пойдет о «горькой женской доле», но жанр фарса-детектива круто разворачивает направление действия. Можно предполагать, что и некоторые постановки «с историей» в киевском контексте также прозвучат самым неожиданным образом.