Иностранные производители грузовых автомобилей констатируют существенное сокращение продаж в Украине в I квартале 2014 г. Падением рынка хочет воспользоваться отечественный производитель грузовиков — Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). Предприятие пытается привлечь покупателей, зафиксировав курс доллара и в очередной раз снизив цены.
Никто не хочет покупать
В связи с девальвацией гривни и нестабильной политической ситуацией спрос на грузовую технику в Украине резко снизился, и зарубежные производители были вынуждены сократить поставки в Украину. Как сообщил «Капиталу» руководитель пресс-службы российского автопроизводителя КамАЗ Олег Афанасьев, еще в конце прошлого года компания сформировала на складах украинских дилеров запас техники в количестве около 200 грузовиков. «С начала этого года в силу понятных причин и девальвации гривни спрос на технику со стороны украинских потребителей почти прекратился. В январе было продано несколько единиц техники, в феврале продаж вовсе не было. По этой причине было принято решение временно приостановить поставки грузовиков в Украину» — отметил Олег Афанасьев. Руководитель пресс-службы КамАЗ отметил, что по итогам I квартала компания ожидает сокращения продаж своих грузовиков в Украине в разы.
Белорусский МАЗ также испытывает трудности с реализацией продукции в Украине. В конце февраля предприятие приостанавливало поставки техники, однако на прошлой неделе снова их возобновило. Как сообщили «Капиталу» в отделе реализации грузовой техники в Украине компании МАЗ, по результатам I квартала ожидают снижение поставок в Украину в 2 раза — до 60 единиц. На заводе отмечают, что планировали поставить в Украину 100 машин, однако на середину марта смогли отправить только 40.
Большие амбиции
На прошлой неделе КрАЗ объявил, что для украинских потребителей введены в действие новые цены, которые снижены еще на 5 %. Как сообщал «Капитал», с 1 января 2014 г. предприятие уже снизило цены на свою продукцию на 10 %. Кроме того, чтобы обезопасить своих клиентов от финансовых рисков, связанных с резкими скачками курса валют, КрАЗ зафиксировал курс доллара при расчетах с покупателями на уровне 8,5 грн за $ 1 (на 17 марта Национальный банк установил официальный курс гривни на уровне 9,6 грн за $ 1). «КрАЗ уверен, что снижение цены позволит заместить импорт техникой отечественного производства», — заявила компания на своем сайте.
На отечественном рынке грузовых автомобилей КрАЗ занимает весьма скромную долю — по итогам 2013 г. она составила около 3 %. Заводу приходится конкурировать с российским КамАЗ и белорусским МАЗ, а также с б / у техникой европейского производства. По данным информационно-аналитической группы «Auto-Consulting», доля продаж МАЗ на украинском рынке в прошлом году составила 20,6 % (компания продала в Украине 818 грузовиков), КамАЗ реализовал 483 единицы техники, а доля предприятия составила 12,4 %. В то же время КрАЗ по результатам 2013 г. произвел 930 грузовиков, но на внутреннем рынке продал только около 13 %. 68 % экспортированной техники было поставлено в страны дальнего зарубежья, 28 % — в Россию и 4 %— в страны СНГ.
3%
составила доля продаж КрАЗ на украинском рынке по итогам 2013 г.
Однако импортеры грузовиков в Украину также предпринимают меры для удержания своей доли на рынке. В частности, после того, как в результате девальвации гривни цены на грузовики МАЗ выросли на 25 %, компания установила отпускные цены для украинских дистрибьюторов в гривне.
Но коренного улучшения ситуации в ближайшее время не прогнозирует никто. И если спрос на технику в Украине в ближайшее время не возобновится, простаивающие на складах две сотни грузовиков КамАЗ, по словам Олега Афанасьева, будут отправлены обратно в Россию — компания не может позволить себе держать в Украине техники на 0,5 млрд рублей.
По словам старшего аналитика инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, как только спрос на грузовики в Украине активизируется, доля КрАЗ на отечественном рынке должна вырасти в первую очередь. Кроме того, по словам аналитика, КрАЗ сможет рассчитывать на государственные закупки.