По данным Gallup, 30 % украинцев считают, что в СССР отношение к разным национальностям было толерантнее, чем сейчас (подробнее читайте здесь)
Сергей Лысенко,
управляющий партнер юридического бюро «Юротат»:
Украинцы — одни из самых свободолюбивых и демократичных наций на постсоветском пространстве и в Европе. Это проявляется в толерантном отношении к другим нациям, культурам, религии. Знаю примеры благополучного проживания в одном селе украинцев и представителей тюркской народности. Но также видел в последние годы и откровенные проявления ксенофобии, особенно в столице. Считаю, что многие из них имеют политический подтекст и не носят массового характера.
Людмила Ковальчук,
вице-президент центра «Ла Страда — Украина»:
Дискриминация по национальности и вероисповеданию имела место не только в прошлом, но и характерна для нынешнего времени. Чем больше отличия от среднестатистического образа так называемой нормы, тем сильнее нетерпимость. В Украине много сделано, чтобы иметь реальные механизмы, которые позволили бы эффективно отстаивать права потерпевших лиц, а также осуществлять работу по формированию толерантного отношения к другим.
Павел Горностай,
завлабораторией Института социальной и политической психологии НАПНУ:
В политике СССР было много перегибов — от крайних форм (депортация «народов-предателей») до более «мягких»(борьба с национализмом). На деле же боролись с яркими формами национального самоопределения, боясь сепаратизма. Политика Украины более толерантна, но ей в наследство достались проблемы, которые вовремя не были решены. Главная — отчужденность больших групп людей с разной идентичностью, доходящая сейчас до формирования «образа врага».
Нариман Джелялов,
замглавы меджлиса крымскотатарского народа:
Мне приходилось быть участником или свидетелем ситуаций, когда представители одной национальности неподобающе высказывались в отношении представителей другой, в том числе крымских татар. Это происходило в конце 1980‑х — начале 1990‑х, когда крымские татары возвращались на родину в Крым. К сожалению, после многих лет работы по формированию добрососедских отношений в крымском обществе наблюдаем новый всплеск ксенофобии в АРК.
Евстратий Зоря,
глава информационного управления УПЦ КП:
Во времена СССР я был еще школьником, но успел столкнуться с ущемлением прав. В родных Черкассах из 33 школ только одна была украиноязычная, помню также и уроки антирелигиозной пропаганды, ограничения на посещение храма. За время независимости приходилось сталкиваться с неприязнью власти и сторонников Московского патриархата к Киевскому. В целом в Украине межнациональные и межконфессиональные отношения развиваются ровно и позитивно.
Ярослав Власов,
бренд-войс радиостанции Europa Plus Ukraine:
Нельзя сравнивать ситуацию в СССР и сейчас. Ведь мины этнических конфликтов, заложенные Сталиным, начали взрываться лишь в конце 1980‑х. Украины это коснулось меньше, чем России. Проблемы между украинцами и россиянами, как и между украино- и русскоязычными украинцами, — фольклорный артефакт, чем что‑то реальное. Я — россиянин и за шесть лет в Украине ни разу с этим не сталкивался.