Украинские ритейлеры не намерены покидать Крым. Для этого нет никаких причин, уверяют «Капитал» опрошенные игроки рынка. Директор по развитию сети «Люксоптика» Евгений Малев говорит, что разные сферы розничной торговли по‑разному отреагировали на оккупацию полуострова.
Например, по его словам, продажи в продовольственных сетях стабильны, поскольку покупатели запасаются всем необходимым на случай возможного перебоя с продуктами. С Малевым соглашаются директор сети Novus Игорь Ланда и начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» Анна Личман. У непродовольственных сетей дела обстоят гораздо хуже. «В марте наши продажи упали на 20‑25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — сетует Малев и добавляет, что аналогичная ситуация наблюдается у многих одежных, обувных и других сетей.
По данным управляющего партнера консалтинговой компании RetaiNet Александра Ланецкого, сегодня в Крыму работает четыре гипермаркета, два-три супермаркета и около 40 «магазинов у дома».
Перебоев с поставками нет
Продукты в Крым поставляются стабильно, уверяет Личман. «Товары осматривают при въезде на полуостров, но значительных задержке нет», — отмечает она.
Пока ни один из опрошенных «Капиталом» ритейлеров не собирается закрывать свои торговые точки. «Мы не планируем закрывать наши магазины», — сообщает Ланда. Об этом говорят и представители других украинских национальных сетей. «Нам придется создать отдельное юридическое лицо для крымского филиала, но работу сворачивать не будем», — отмечает директор одной из продовольственных сетей, просивший не называть его. По словам старшего юриста юридической фирмы «єПраво» Михаила Баннова, Международное право не позволяет спрогнозировать правовые последствия вхождения Крыма в состав России, поскольку оно де-юре не признано другими государствами, говорит.
Российские сети придут на полуостров
По мнению Ланецкого, конкуренцию украинским ритейлерам на полуострове могут составить их российские коллеги. «Самыми привлекательными для открытия магазинов городами являются Ялта, Севастополь, Симферополь», — отмечает он.
Сейчас российские ритейлеры точно не пойдут в Крым, полагает генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Население полуострова бедно, а ситуация нестабильная. Я бы сравнил Крым с Чечней и Дагестаном, где сетевых магазинов почти нет», — указал он и добавил, что первые попытки выхода сетей в Крым могут наблюдаться в следующем туристическом сезоне. Кроме того, российским ритейлерам сейчас не до осваивания новых территорий: в России не очень стабильная ситуация на потребительском рынке, поэтому операторы сосредоточены на оптимизации инвестиций. «Не самое удачное время для выхода в Крым», — заключает Бурмистров.
Самые привлекательные места в Крыму уже заняты украинскими сетями, добавляет Ланецкий. Это означает, что российским ритейлерам для осваивания полуострова нужно будет покупать уже работающие в Крыму магазины. Директор крупной продовольственной сети, пожелавший остаться неназванным, говорит, что предложений от россиян приобрести крымские магазины пока не поступали. Он отметил, что готов будет продать бизнес, если предложат хорошую цену.