Украинцы вынужденно отказываются от услуг такси. За последние месяц-два спрос на них упал, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, примерно на 40 %, рассказал «Капиталу» председатель совета общественной организации «Украинское такси» Леонид Бойко.
Еще более пессимистично оценивает ситуацию Василий Попик, председатель Профсоюза таксистов Украины, объединяющего около 30 тыс. из 200 тыс. украинских таксистов.
По его словам, падение спроса составляет по всем регионам от 30 % до 70 %. Наиболее сложное положение в восточных регионах страны.
«Там службы такси практически не работают», — говорит Попик, отмечая среди прочего, что в Донецке в дни волнений таксисты не ездят в некоторые районы города, отказываются везти пассажиров.Не спасает ситуацию и спрос на услуги такси со стороны корпоративного сегмента. Собственник компании «Аспект-Транссервис» (торговая марка «Эталон Такси») Саулюс Савицкас констатирует, что с 19 февраля 39 из чуть более 200 его компаний-клиентов ни разу
не пользовались услугами «Эталон Такси».
Общее падение спроса на услуги его компании в марте составляет 37 % по сравнению с февралем текущего года и 70 % по сравнению с мартом 2013-го, отмечает бизнесмен. Такие же показатели и в Одессе, уверяет собственник тамошней компании такси «Платан» Эдуард Якушевский. «А в отдельные дни спрос падал даже еще больше», — уточняет он.
Основная причина падения одна, убежден Василий Попик: «У людей нет денег». Кроме того, на спрос негативно влияют пессимистические ожидания потребителей, которые стали активно экономить на всем. «Люди перестали тратить деньги на продукты, развлечения, никуда не ходят», — сетует Бойко и добавляет (отказавшись уточнить названия компаний), что в результате несколько служб такси прекратили свое существование.
Предпринимать нечего
По данным мониторинга «Капитала», некоторые киевские службы такси, чтобы улучшить финансовое состояние из‑за оттока клиентов, попытались поднять цены на свои услуги. Однако это не приобрело массовый характер. «Члены нашего профсоюза цены в Киеве почти не поднимают. Куда их дальше поднимать, когда у людей и так нет денег», — говорит Попик. По словам Бойко, расценки на услуги такси остаются на докризисном уровне. «Некоторые фирмы даже пытаются снизить расценки, чтобы нарастить заказы», — уверяет он.
Улучшить состояние рынка такси может только стабилизация ситуации в стране, рост доходов населения, считает Попик. Для того чтобы рынок такси ожил, восстановился, необходимо принять профильный закон с четко прописанными правилами игры, считает Якушевский. Это позволит устранить нелегальных перевозчиков, с которыми сложно конкурировать компаниям, пытающимся работать в легальном поле, надеется он.
В пресс-релизе Министерства инфраструктуры, опубликованном на сайте Кабинета министров на прошлой неделе, указывается, что разработанный ранее отдельный законопроект о такси не будет дальше рассматриваться. Вместо этого решено подготовить изменения в действующий закон «Об автомобильном транспорте». Поправки будут определять ответственность перевозчиков и информационно-диспетчерских служб, а также механизм контроля над ними. В дальнейшем рабочая группа из представителей Мининфраструктуры и перевозчиков определит концепцию таксомоторных перевозок, опираясь на которую будут предложены изменения уже в новую редакцию законопроекта «Об автомобильном транспорте».
Улучшения не будет
Савицкас считает, что в апреле-мае будет еще больший спад спроса на услуги такси. По его словам, из‑за убыточности работы компании он, скорее всего, будет вынужден закрыть свою станцию технического обслуживания или продать. «Пока, с учетом постоянного роста цен на бензин, говорить о каком‑то прогрессе нельзя», — соглашается Бойко. По данным группы компаний «А-95», с 28 февраля по 19 марта средняя розничная цена литра бензина А-95 выросла с 12,11 грн до 12,42 грн (на 2,6 %), а дизтоплива — с 10,86 грн до 11,23 грн (3,4 %).