Министерство инфраструктуры ищет государственному предприятию «Укрпошта» нового руководителя, который смог бы вернуть лидерские позиции в пересылке письменной корреспонденции и посылок, предложить новую стратегию развития и повысить престиж почтовых профессий. Об этом «Капиталу» рассказал министр инфраструктуры Максим Бурбак.
«Нужно поднимать авторитет конечного звена почтовой цепи — почтальона. Необходимо оборудовать отделения «Укрпошти» в селах, чтобы их жители могли получить полный спектр услуг. Помимо этого, предприятие должно развивать направление курьерских услуг», — говорит министр.
Напомним, 18 марта Бурбак подписал заявление об увольнении по собственному желанию теперь уже бывшего гендиректора «Укрпошти» Константина Кривенко (был назначен в июне 2013 г.). Сейчас исполнение обязанностей главы предприятия возложено на его заместителя Валерия Солода.
Возможные кандидаты
По словам Бурбака, он уже провел несколько встреч с потенциальными кандидатами на должность генерального директора «Укрпошти». В числе претендентов, по словам министра, экс-глава черниговского отделения предприятия-монополиста, его нынешний коммерческий директор Василий Веселый, и другие представители отрасли, имена которых Бурбак не называет.
Участники рынка считают, что наибольшие шансы занять пост руководителя «Укрпошти» — у Василия Веселого, который до назначения в феврале 2014 г. коммерческим директором возглавлял Львовскую дирекцию предприятия. Также велика вероятность, что предприятие возглавит экс-гендиректор почтового монополиста Таисия Замкова, которая руководила «Укрпоштою» в 2008‑2010 гг. во время премьерства Юлии Тимошенко.
По словам заместителя гендиректора «Укрпошти» Валерия Вовка, сейчас определить фаворита среди претендентов на эту должность очень сложно. «Рассматривается очень много кандидатур», — добавляет он. «Сегодня основной задачей для нас является не назначение главы «Укрпошти», а реформирование предприятия. Вот когда мы увидим, что человек смотрит по‑новому на развитие компании, тогда эту кандидатуру подадим в Кабмин», — резюмировал министр.
Смена курса
Новый план развития предприятия будет отличаться от предложенного правительством Николая Азарова. «Укрпошта» откажется от идеи построения автоматизированных сортировочных центров. Напомним, что прошлый Кабмин планировал привлечь под госгарантии кредит на сумму 812 млн грн для их постройки в Киеве, Днепропетровске и Львове. «Идея хорошая, но в нашей стране денег нет», — заявил Бурбак.
Помимо этого, частным логистическим компаниям придется попрощаться с идеей об общем использовании почтовых отделений государственного предприятия, которых сейчас насчитывается около 14 тыс. «Я не готов к мысли, что отделения «Укрпошти» можно использовать для сотрудничества с конкурентом», — подчеркнул Бурбак. Отметим, что участники рынка неоднократно заявляли о готовности к сотрудничеству с «Укрпоштою» в направлении общего использования инфраструктуры. «От такой синергии выиграло бы и государственное предприятие, и частные компании», — заявил глава Украинской ассоциации директ-маркетинга Валентин Калашник.
Вернуть позиции
Перед новым руководителем «Укрпошти» также будет стоять задача вернуть утраченные в течение нескольких последних лет лидерские позиции в сфере доставки письменной корреспонденции и посылок, отмечает министр. Напомним, что в прошлом году рынок посылок составил 47 млн штук, из которых на «Укрпошту» пришлось лишь 27 %. Еще в 2007‑м государственный оператор доставлял практически 100 % отправлений.
«Ежегодно мы теряем в этом сегменте 5 % объема доставок письменной корреспонденции. Если же взять текущий год, то за первых два месяца мы потеряли 15 % по сравнению январем-мартом 2013 г.», — сетует Вовк. По его словам, причина в том, что «Укрпошта» де-факто утратила законную монополию на пересылку писем весом до 50 гр.
«Например, из 95 млн счетов компании «Укртелеком» мы доставляем населению только 8 млн, и то в сельской местности, где затраты на доставку больше, чем в городе», — говорит он. По его мнению, новый руководитель должен будет добиться юридической защиты монополии или же отказаться от предоставления универсальной услуги, что даст почтовому оператору возможность корректировки своих тарифов.