С 20 марта полисы «Зеленая карта» подорожали в среднем на 10 %. Это второе за последний месяц повышение цены по договорам международного обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Первый раз в этом году Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) увеличило тарифы на полисы «Зеленая карта» 20 февраля. Тогда цена в среднем выросла на 8 %. Общее подорожание страховки в этом году составило почти 20 %.
Валютный выстрел
Как и в феврале, МТСБУ связывает рост цен на «Зеленую карту» с подорожанием евро. «Состоялась регламентная процедура перерасчета единых страховых платежей, которая должна осуществляться в случае колебаний обменного курса евро более чем на 5 % в течение пяти дней», — сообщил советник гендиректора бюро Владимир Романишин. Тарифы по договорам «Зеленой карты», согласно законодательству, определены в евро. Поэтому цены на такие страховки меняются автоматически.
С 2009 г. полисы «Зеленая карта» продаются двух видов: вся Европа, а также Беларусь, Молдова и Россия, причем последние подорожали чуть меньше, чем европейские. К примеру, если стоимость страховки на 15 дней для легковых автомобилей для поездок по Европе с 20 марта выросла на 28 грн (до 312 грн), то по России, Молдове и Беларуси — на 20 грн (до 227 грн).
С вчерашнего дня цена «Зеленой карты» на шесть месяцев и год для поездок по Европе украинских легковых машин подорожала на 199 грн (до 2,207 тыс. грн) и на 246 грн (до 2,733 тыс. грн) соответственно. Стоимость таких же полисов для поездок по России, Беларуси и Молдове повысилась на 69 грн (до 767 грн) и на 98 грн (до 1,092 грн). Подорожало и страхование ответственности выезжающих за рубеж водителей автобусов, мотоциклов, грузовых автомобилей (см. таблицы).
«Это сделано с целью минимизации рисков наших соотечественников, так как выплаты по «Зеленой карте» осуществляются в валюте, и для их обеспечения страховщики обязаны формировать адекватные резервы», — объясняет Романишин. По его словам, если стоимость евро в течение пяти дней снизится более чем на 5 %, то цены на этот полис также будут автоматически снижены. Если же стоимость валюты продолжит расти, МТСБУ вынуждено будет снова увеличить тарифы, хотя в последние годы, как правило, повышение происходило не более одного раза в год.
Зеленый змей
Несмотря на ощутимое подорожание полисов «Зеленая карта», профучастники не прогнозируют падение интереса наших водителей к этому виду страхования. «Вариантов у выезжающих немного. Они обязаны либо в Украине купить «Зеленую карту», либо могут приобрести страховку гражданской ответственности чужой страны. На границе с ЕС такие полисы тоже продают. Но платить за них нужно в валюте и больше, чем за наши страховки «Зеленой карты». Причем при аварии придется обращаться за помощью к иностранным страховщикам и могут возникнуть трудности с общением», — предупреждает Романишин. В Евросоюзе при небольшой аварии, как правило, автоинспекторов не вызывают, а оформляют европротоколы, на основании которых потом определяют виновника ДТП, добавил эксперт.
«Наши водители не откажутся от защиты даже после подорожания. Многие из них понимают, что лучше сегодня заплатить за страховку на 20 % больше, чем завтра не получить защиту вообще», — уверен председатель правления страховой группы «ТАС» Павел Царук. По его словам, лимит ответственности водителей на дорогах стран Евросоюза составляет € 5 млн, и адвокаты потерпевших стараются получить с виновника ДТП максимальную компенсацию.