Есть такое понятие «кумулятивный эффект». Говоря простым языком, это ситуация, когда одни события накладываются на другие, усиливая конечный результат.
Если говорить об экономике, то это ситуация, когда сосредотачиваются несколько факторов, а затем происходит их «взрывное» действие.
Как это выглядит на практике?
Хороший пример — это резонансный законопроект № 5600 «Об изменениях в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений».
Если тезисно, то № 5600 предлагает внесение целой пачки правок в Налоговой кодекс:
— на 5 % увеличить ставки налогов на выбросы, водопользование и ренту на пользование радиочастотным ресурсом;
— на 14 % проиндексировать ренту на недропользование, не связанное с добычей полезных ископаемых;
— в 1,6 раза увеличить налог за сброс в водные ресурсы, а в перспективе к 2029 году поднять его в 8 раз;
— в 3 раза увеличить отчисления за отходы горной промышленности — с 0,49 до 1,5 гривны;
— отменить льготу по акцизу для производителей «зеленой» электроэнергии;
— фактически ввести «налог на прибыль с убытков». Проще говоря, даже если предприятие на заработало прибыль — все равно надо платить налоги;
— вводится новый налог на землю — так называемая минимальная налоговая нагрузка в виде 5 % от нормативной стоимости участка, причем платить эту сумму нужно будет ежегодно;
— с 5 % до 18 % повышается налог на доходы физических лиц при продаже третьего и каждого следующего объекта недвижимости в течение одного года;
— до 59,82 повышается акциз за литр 100 %-ного спирта- т.е. для пива акциз составит в зависимости от крепости от 2,39 до 4,79 гривен;
— и это еще не весь список!
Наконец, № 5600 дает новые полномочия контролерам и проверяющим. В частности, налоговики получат полномочия по взысканию налоговых долгов без обращения в суд, забирать залог за налоговые долги, а также по решению суда запрещать выезд за границу для топ-менеджеров, если за компанией числятся налоговые долги.
Национальное агентство по предотвращению коррупции уже назвало эти нормы «коррупциогенными», пояснив, что они спровоцируют коррупцию среди проверяющих и контролирующих органов.
Резюмируя, настолько резкая «налоговая экспроприация» — а Офис президента и Кабинет Министров рассчитывают получить сразу до 50 миллиардов гривен — это стресс для экономики. Но одно дело, когда стресс испытывает полностью здоровый организм. А наш организм ослаблен спадом ВВП (минус 2,0 5 по итогам первого квартала 2021 года), максимальной безработицей (1,8 миллиона или 10,5 %), большой закредитованностью перед МВФ и другими финансовыми структурами и другими негативными факторами.
Вот поэтому и есть риск, что возникнет кумулятивный эффект, когда резкое повышение налогов станет ударом по и без того ослабленной экономике. Скажем, крупные инвесторы уже готовятся к худшим временам. Такой крупный налогоплательщик как «Арселор Миттал Кривой Рог» заявил об отмене инвестиционного плана на сумму около 1 миллиарда долларов — на эти деньги планировали модернизировать производство, чтобы снизить выбросы CO2 и более экономно расходовать электроэнергию. Как пояснил гендиректор «Арселор Миттал Кривой Рог» Мауро Лангобардо, причина — это именно законопроект № 5600.
Интересная получается картина. В Европе стимулируют «зеленую» энергетику и внедряют новые экологические стандарты. А украинская власть во главе с Зеленским, наоборот, повышением налогов «обрубает» инвестиционные программы, нацеленные на экологическую модернизацию, как в случае с «Арселор Миттал».
И потом будем вспоминать, как авторитетные иностранные СМИ вроде The Brussels Times предупреждали, что настолько масштабное повышение налогов «превратит слабую экономику в еще более слабую». Вспоминать и удивляться, почему не слушали и не сделали выводы, а снова выбрали вариант «наступить на грабли».