Цитата номер один: «Мы пока отложили подписание экономического раздела [соглашения об ассоциации], принимая во внимание переживания и опасения относительно того, не приведет ли зона свободной торговли к отрицательным последствиям для индустриальных регионов, а это в первую очередь Восток».
Цитата номер два: «Мы будем пикетировать Кабмин с требованием отменить антиевропейское и антиукраинское решение об остановке подготовки к подписанию соглашения с ЕС».
Цитата номер три: «В случае подписания в таком виде договора — это резкое наращивание импорта и сокращение экспорта в страны СНГ. <…> Тот товарооборот, который мы уже потеряли и который мы можем потерять в ближайшее время, приведет к значительному падению экономики».
Три высказывания принадлежат двум политикам, за последние месяцы резко поменявшим свой статус. Последнее — из выступления Виктора Януковича в декабре прошлого года, когда он был президентом Украины. Авторство первых двух принадлежит Арсению Яценюку. Одни слова были произнесены в конце ноября главой фракции «Батьківщини» в Раде, другие — в начале прошлой недели уже премьер-министром. Заняв высокое кресло, оппозиционер сменил и риторику.
Украина подписала ни к чему не обязывающую политическую часть соглашения об ассоциации и вроде как готова подписать и экономическую сразу после выборов президента. Но если это и произойдет, то гораздо позже — торги по тарифам и компенсациям всегда занимают даже не месяцы, а годы.
Соратник Яценюка Юлия Тимошенко в конце ноября объявляла голодовку, требуя подписать соглашение об ассоциации. Сейчас она голодать не спешит: наоборот, подписание декларативного политического документа, силы в котором не больше, чем в печально знаменитом Будапештском меморандуме, она называет «второй победой Майдана». Пенсионную реформу, которую раньше так критиковала оппозиция, она же, придя к власти, отменять уже не собирается. Сохранились и изменения в правила валютных торгов, введенные Нацбанком в начале февраля для успокоения валютного рынка, и прочие нормы.
Новые власти используют заготовки, которые не успели ввести при Януковиче. Минфин, например, хочет ввести пенсионный сбор для валютообменных операций — аналогичная мера вызвала скандал еще в конце 2012 года. Нацбанк раздумывает, не стоит ли закрыть обменники — точь в точь как пару лет назад.
Все это мало похоже на осмысленную экономическую политику. Оппозиционеры, похоже, оказались не готовы к тому, что на них сама собой свалится власть, и пока лишь показывают, что в экономике идут тем же путем, что и их предшественники. Экономике от перемены власти, однако, лучше никак не становится.