Министерство финансов унифицировало все поправки в Налоговый кодекс в одном законопроекте, который вчера был вынесен на рассмотрение воскресного Кабмина. Согласно документу (копия есть в распоряжении «Капитала»), правительство решило не ограничиваться повышением акцизов, платы за аренду земли, платы за пользование радиочастотным ресурсом и отменой запланированного снижения налога на прибыль и НДС, но и повысить другие виды налогов. Так, предлагается ввести сбор на обязательное государственное пенсионное страхование по ставке 0,5 % при покупке юр- и физлицами инвалюты в любой форме. Также Кабмин намерен отменить льготы по НДС по операциям первой поставки лекарств и изделий медназначения. Производителей, поставщиков и продавцов ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и камней лишат права работать на едином налоге. «Это высокорентабельный вид деятельности, который не нуждается в господдержке», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Помимо прочего, правительство предлагает уменьшить не облагаемый налогом импорт товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, с 300 до 150 евро.
Будет Минфин проводить и индексацию стоимости земель в целях обложения фиксированным сельскохозяйственным налогом. Действующая на сегодня база налогообложения определяется исходя из нормативной денежной оценки одного гектара угодий по состоянию на 1 июля 1995 г. И наконец, планируется расширить круг плательщиков сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ за счет предприятий, которые закупают импортный природный газ у нерезидентов Украины.
За счет масштабной корректировки налогового законодательства Минфин рассчитывает пополнить бюджет за оставшиеся 7 месяцев 2014 г. на 29 млрд грн. В годовом исчислении повышение налогов призвано обеспечить 50 млрд грн дополнительных доходов в казну.
Сомнительный эффект
Как ранее писал «Капитал», некоторые из этих инициатив министр финансов Александр Шлапак вынес на заседание правительства еще в среду 19 марта, однако они не были приняты. В частности из‑за того, что повышение налогов не было согласовано ни с профильными министерствами, ни с бизнесом. «В четверг после 18:00 профильным бизнес-ассоциациям и представителям бизнеса сообщили о том, что в пятницу планируется обсуждение этих инициатив с предпринимателями. В пятницу 21 марта под кураторством замминистра Минэкономразвития Анатолия Максюты и замминистра финансов Дениса Фудашкина состоялось трехчасовое обсуждение этих новшеств с бизнесом», — сообщил «Капиталу» источник в аппарате Кабмина. Со многими инициативами представители бизнеса не согласились, а с некоторыми вообще не успели ознакомиться и подготовить свои предложения, отмечает собеседник издания.
Как сообщил руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский, для бизнеса очень болезненными оказались повышение акцизов на топливо, изменения, касающиеся упрощенной системы налогообложения, а также обязательного использования кассовых аппаратов при продаже товаров иностранного производства для плательщиков единого налога II‑III групп (кроме работающих на рынках).
Прежнее правительство пыталось провести некоторые подобные инициативы законодательным путем. Тогда они вызвали сильный протест бизнеса, и их внедрение удалось отложить. По словам Забловского, предприниматели обращали внимание чиновников на то, что в случае повышения налогов по задуманному сценарию Кабмин рискует не получить запланированных доходов в бюджет. «В случае повышения акцизов на дизельное топливо при существующей рентабельности перевозок по Украине 3‑4 % переход с дифференцированной на единую ставку акцизов приведет к ее снижению и уходу части бизнеса в тень. А это влечет за собой снижение поступлений в бюджет», — говорит эксперт.
Первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам бюджета Оксана Калетник (КПУ) убеждена, что и сейчас обеспечить запланированные 29 млрд грн поступлений в бюджет от повышения налогов не удастся. «Если говорить о математических расчетах — они правильные. Однако на практике такое решение может просто загнать бизнес в ступор, привести к спаду предпринимательской активности», — сказала народный депутат «Капиталу». Поэтому негативное влияние этого спада на доходную часть бюджета за счет повышения налогов удастся компенсировать только частично. «К слову, ранее крупные бизнес-группы оказывали влияние на принятие подобных решений, лоббировали свои интересы. Судя по тому, как повышают налоги сейчас, можно сказать, что ущемляют интересы абсолютно всех. Основной диалог происходит между Кабмином и МВФ», — отмечает Оксана Калетник. Если после рассмотрения на заседании правительства в законопроекте останутся все эти пункты, по ее мнению, можно будет говорить о том, что повышение было справедливым. Но если, например, исчезнет норма о повышении ставок за пользование радиочастотным ресурсом или какая‑либо другая, можно будет говорить о вмешательстве заинтересованных лиц. При этом депутат отметила, что только за счет внутренних ресурсов, без привлечения внешнего финансирования, сбалансировать бюджет не удастся.
Опасная тенденция
Тенизация бизнеса и спад экономической активности может произойти и в сегменте продаж алкоголя и табачной продукции. Кабмин предлагает повысить акцизы на пиво с 0,87 грн / литр до 1,07 грн / литр. Налог на натуральные вина и вермуты вырастет с 2,86 грн / литр до 3,1 грн / литр, на игристые вина — с 4,16 грн / литр до 4,51 грн / литр. В свою очередь, акцизы на табачное сырье и отходы, табак и его заменители увеличиваются с 217,6 грн / кг до 235,66 грн / кг. Повышаются также ставки на сигареты с фильтром и без — до 187,58 и 83,93 грн / тыс. шт. соответственно.
Cейчас этот шаг приведет только к снижению производства и поступлений в бюджет, считает экс-министр доходов и сборов Александр Клименко. «Кривую Лаффера» еще никто не отменял. Последняя индексация акцизов состоялась в январе 2014 г. Уже сейчас тенденции не оптимистичные», — отмечает он. Например, в январе поступления акцизного налога в бюджет составили лишь 82,8 % от суммы, уплаченной за аналогичный период в 2013 г. В денежном эквиваленте это на 560 млн грн меньше. «При этом, — говорит Клименко, — почти 70 % в структуре акцизного налога составляют табачные изделия и чуть менее 20 % — алкогольные».
Опережая возможный рост цен после повышения акцизов на табак и алкоголь, министр финансов Александр Шлапак акцентирует внимание на необходимости снижать ценовую доступность этих товаров для населения, поскольку они не являются товарами первой необходимости и вредны для здоровья. Кроме того, по словам министра, уровень налогообложения алкоголя и табачных изделий в Украине ниже, чем в ЕС и соседних странах. Например, в России ставка акциза на водку выше украинской в 2,3 раза, в Белоруссии — в 2,1 раза, в Польше — в 2,9 раза. Минимальная акцизная нагрузка на сигареты с фильтром в России и Беларуси в 1,2 раза выше, чем в Украине, в Польше — в 5 раз.