В минувшую пятницу председатель Национального банка Украины Степан Кубив провел встречу с представителями СМИ. «Капитал» записал мнение главного банкира страны о ротациях в руководстве НБУ, политике банковского регулятора и ситуации в Крыму.
Кадровые изменения не будут носить революционный характер
Каждая реформа должна начинаться прежде всего с человека. Мы должны быть ментально готовы к изменениям. Многие были удивлены, что, придя в Нацбанк, я за три месяца не поменял его руководство.
Сегодня уже произошли существенные кадровые изменения в НБУ. Владимир Кротюк стал первым заместителем председателя Нацбанка (7 февраля 2012 г. Кротюк был освобожден от должности заместителя председателя НБУ. — «Капитал»). Он будет руководить направлением надзора. Акцент сделан на юридическую службу и финмониторинг. Вы увидите в этом департаменте очень много новых лиц.
Вместе с тем, уволен Алексей Ткаченко (зампред НБУ. — «Капитал»), а Борис Приходько переведен с должности первого заместителя на должность заместителя председателя правления. Уволен руководитель генерального департамента банковского надзора Роман Яковлев. Будут уволены директор генерального департамента информационных технологий и платежных систем Наталия Синявская и ее заместитель (Инна Тютюн. — «Капитал»). Также уволен экс-председатель НБУ Соркин.
Относительно кадрового потенциала: стоит задача реформирования Нацбанка, четко определены цели и функции, для реализации которых мы будем проводить конкурс на должности из кадрового резерва и банковской системы страны.
Кадровые изменения не будут носить революционный характер, но они будут эффективны. Работая в банковской системе я осознал, что деньги людей не нуждаются в революционных процессах. Мы должны выбрать шесть профессионалов, а не политические фигуры. Правление НБУ настроено на реформирование банковской системы и самого НБУ. Национальный банк будет открытым и прозрачным.
Банковская система Крыма оценивается в 22 млрд грн
В Крыму находится 1022 отделения банков, 11 филиалов и 2 крымских банка. Общая цена крымской банковской системы составляют 22 млрд грн — это активы. Немного меньше составляют пассивы.
На базе одного их крымских финучреждений — Черноморского банка развития и реконструкции — хотят создать казначейство Крыма. На филиале Банка Москвы (БМ Банк) собираются организовать Нацбанк Крыма. Они будут использовать инструменты банка с российским капиталом в Украине.
Есть два варианта развития событий. Все оценивается и выкупается — это касается коммерческих банков. Если речь идет о государственной форме собственности Ощадбанка, Укргазбанка, Укрэксимбанка или о собственности НБУ, в частности Банковского университета, — тоже есть процедура. Рабочая группа, созданная вчера (20 марта. — «Капитал»), представит предложения по решению этих вопросов.
Проблема еще и в том, что многие компании, которые получали кредиты в украинских банках, предоставляли залоги, находящиеся в Крыму. Мы встречались с коммерческими банками по этому вопросу и определили процедуру, согласно которой будем работать. Сегодня НБУ полностью контролирует ситуацию в Крыму.
Вклады, оформленные до 1 мая, не будут облагаться налогом
С одной стороны, вводить налог на доходы с депозитов вроде бы надо. Но нужно ли это делать сейчас? Когда сегодня курс доллара вырос на 25 %, люди, которые несли гривню в банки, и так потеряли часть своего капитала. Если ввести еще и налог на доходы с депозитов, то население активнее побежит менять гривню на доллары. А цена налогообложения ляжет на депозитную ставку по пассивам. Конечно, такой налог надо будет ввести в перспективе.
Мы сейчас обсуждаем этот вопрос с министром финансов Александром Шлапаком и министром экономики Павлом Шереметой. Наши позиции не совпадают. Дискуссия продолжится.
Сейчас можно, например, объявить «амнистию» для депозитов, которые были размещены в банках, например, до 1 мая. Доходы с них не будут облагаться налогом.
Если 25 % девальвации гривни разбить на три года, то обесценивание составило бы менее 1 % в месяц
Валютный курс гривня — доллар соответствует рыночному. Хотя спекулятивный курс теневой экономики немного выше. Во Львове один, в Харькове — другой, в Донецке — третий, в Киеве — четвертый. Но мы и это исправим. Я знаю, как это делать, и мы сделаем это в законодательном поле.
В Украине будет гибкий курс. Мы не будем, как ранее, делать скачки каждые три-четыре года. Если те 25 % (девальвации. — «Капитал») разбить на три года, то девальвация была бы ниже 1 % в месяц. И от этого никому не было бы больно.
Кто нечестно работает, останется без работы
Коммерческие банки делятся на две категории: здоровые и больные. Здоровые будут жить, больные будут или лечиться самостоятельно, или консолидироваться. Третьего варианта нет. Чем больше больных банков, тем больше болезней в банковской системе. Точное количество больных банков определит стресс-тест, который проводит МВФ.
90 % больных банков — это конвертационные центры, которые были созданы под отдельные бизнесы, работающие не на государство и людей, а на клан, который, придя к власти, начал передел поделенного ранее капитала.
Таких банков около десяти (плюс-минус два). Не 40 фирм как говорили, не 53. Сейчас работает проверка НБУ. Вместе с правоохранительными органами мы заберем у них лицензию. Кто нечестно работает, останется без работы.
В прошлом году в этих банках оборот по снятию наличности составил 146 млрд грн. Фискальные органы получили информацию и будут заниматься этими финучреждениями.