До 45,5 млн грн вырастет рынок рекламы в кинотеатрах до конца текущего года, прогнозирует Всеукраинская рекламная коалиция (ВРК). Это на 30 % больше, чем в 2012 г. Ранее ВРК прогнозировала рост рынка в 2013 г. на уровне 2 %. По прогнозу ВРК, в 2013 г. объем всего рынка рекламы составит 10,5 млрд грн, что на 10,9 % больше, чем в предыдущем году.
Факторы роста
Свои предположения профильная коалиция скорректировала, основываясь на итогах первого полугодия. За январь-июнь кинотеатры заработали на рекламе 25 млн грн. Для сравнения: за весь прошлый год их заработок составил 35 млн грн.
Рекламодатели подтверждают тенденцию.
«В первой половине этого года мы действительно потратили на рекламу в кинотеатрах больше, нежели в аналогичный период прошлого года. Рост составил 30 %», — уверяет начальник департамента маркетинговых коммуникаций «МТС Украина» Денис Лопатко.
Впрочем, рост рынка связан в большей степени с увеличением количества кинозалов, поясняет председатель наблюдательного совета «Мультиплекс-холдинга» (сеть многозальных кинотеатров) Антон Пугач.
По данным аналитической компании «Киносвит Диджитал», за январь-июнь текущего года было открыто 20 новых кинозала. Сегодня в Украине всего работает 424 кинозала.
При этом количество рекламы на единицу кинозала не увеличилось. В коммунальных кинотеатрах нет никакого роста рекламы, рассказывает директор исследовательской компании «Синема-аналитик» Оксана Кондрашова: «Там идет такое падение, что мама не горюй». Она добавляет, что сейчас в кинотеатрах рекламируются практически только бренды «МТС» и Nivea.
Не видят роста размещения рекламы и в некоторых частных кинотеатрах.
«В нашем кинотеатре доходы от размещения рекламы остались на прошлогоднем уровне», — рассказали «Капиталу» в одном из кинотеатров, размещенных в центре столицы.
Рекламу могут запретить
Оптимистический прогноз ВРК может и не оправдаться, считают игроки рынка.
«Перспективы развития этого сегмента рынка рекламы зависят от того, примут ли осенью народные депутаты законопроект о запрете рекламы в кинотеатрах», — сказали «Капиталу» в одном из столичных мультиплексов.
Соответствующий документ зарегистрирован в Верховной Раде 4 июля. Законопроект будет вынесен на рассмотрение профильного комитета уже в сентябре, а на голосование народных депутатов в первом чтении — до Нового года, прогнозирует автор документа народный депутат Константин Бондарев (фракция «Батьківщина»).
«Поступает очень много обращений от наших избирателей по поводу того, что люди приходят в кино для того, чтобы посмотреть фильм, а их заставляют по полчаса просматривать кучу рекламы. Поэтому необходимо ограничивать», — поясняет он «Капиталу» цель подачи законопроекта.
Кроме того, маркетинговые бюджеты рекламодателей распределяются в течение года неравномерно. Компания МТС, например, планирует перераспределить рекламные бюджеты в пользу других каналов продвижения: телевидения и наружной рекламы.
«В начале года у нас было мало телевизионной рекламы, поэтому произошло некоторое перераспределение бюджетов между различными рекламными каналами. По итогам года выйдем на гораздо более скромный рост, если говорить о кинотеатрах — не более 10 %», — заключает Денис Лопатко.
Итоги года может подпортить и динамика открытия новых залов. Директор компании «Киносвит Диджитал» Сергей Голуб прогнозирует, что до конца 2013 г. откроется еще лишь 10‑15 новых кинозалов.