В сезоне 2012 / 2013 в Киеве открылись три новые музыкальные площадки, причем все они специализируются на непривычной для нашего города музыке. Их одномоментное появление — сигнал о том, что в Киеве образовался «класс» людей с иными музыкальными потребностями. Они хотят слушать изысканные и разнообразные, но не академические сочинения. Не терпят «фанеры». И готовы к любым жанровым экспериментам.
Среди новых локаций наиболее традиционным как по формату, так и по репертуару выглядит Зеленый театр, в котором прописались шумные вечеринки и серьезные рок-концерты. Из недавних громких событий — гастроли американских альтернативщиков Papa Roach и белорусских панков «Ляпис Трубецкой». Впрочем, главные музыкальные события здесь придерживают к сентябрю. После Сони Сотник, из уст которой равно хороши как песни, так и прочитанные вслух фрагменты «Вина из одуванчиков» Рэя Брэдбери, один за другим выступят Pianoboy (Дмитрий Шуров), Джамала, мигрирующая от народных мелодий до джаза, и глубокомысленно-стебный Lirnik Band. Заключительный аккорд — Сергей Бабкин собственной сольной персоной.
Бесспорно, самая живописная из вновь открывшихся площадок — Малая опера, два зала которой полноценно заработали еще зимой. Хронически израненное помещение, которое даже в свежей побелке выглядит как после бомбежки, но при этом располагает сценой, партером и балконом, одним своим видом демонстрирует изменение запросов зрителей. В их глазах разбитая сцена, ободранные стены и тихо облетающая с потолка меловая пыль не просто служат трендовыми декорациями, но в каком‑то смысле являются манифестом культурного антигламура. «Клиентура» Малой оперы несколько другая: здесь привечают фрик-бэнды и коллективы нетрадиционной звуковой ориентации, благо с акустикой все обстоит хорошо.
Ее программа манит в самом начале осени появлением Джей-Джей Йохансона: шведский музыкант цепляет зрителей меланхолическим вокалом и пристрастием к жесткой электронике. А уже в октябре экс-лидер рафинированной группы Еsthetic Education Луи Франк представит там свой новый проект «Атлантида».
Хотя Малая опера не имеет конкурентов по живописности и экзотичности, самой невероятной локацией все же можно назвать разместившуюся в планетарии «Atmasfera 360». На невероятной сцене под куполом (при желании можно «включать» звезды и сферическое кино) выступают группы, чьи стилевые черты в прямом смысле не поддаются классификации. Недавно тут под звуковое сопровождение прошел перформанс украинских плейбек-театров (эти коллективы разыгрывают сценки по только что рассказанным в зале историям), но лучшие концертные черты этого места выявило майское выступление Project Trio. Не подобрав более точного определения для музыки, которую создают объединившие в ансамбль флейту, виолончель и контрабас бруклинцы, специалисты назвали ее «джазом».
8 августа аудитория «Atmasfera 360» познакомится с российским электронным проектом «Khronos», играющим чилл-аут и эмбиент. Тягучесть и в то же время мощную поступь здесь создают этновокал (Оксана Кумак), томная виолончель (Галина Щетинина), гитара (Алексей Аншелес, автор некоторых композиций) и клавишные (Ник Клименко — собственно Khronos, идеолог и сочинитель большинства опусов, в том числе и вошедших в последний альбом «WeAreOne»).