Министерство доходов и сборов вернулось к идее создания налоговой разведки, но теперь несколько в другом формате. Первый заместитель министра доходов и сборов Игорь Билоус предложил создать международные группы, которые будут вести поиск теневых средств украинцев за рубежом.
«В состав групп войдут представители правоохранительных органов Украины и специалисты по ЕС, которые будут расследовать уголовные производства, связанные с финансовыми махинациями и выводом за пределы Украины незаконно полученных средств», — анонсировал идею Игорь Билоус. По его словам, такое скоординированное сотрудничество, оперативный и максимальный обмен информацией одновременно с применением успешного европейского опыта будет способствовать скорейшему возвращению в страну похищенных финансовых ресурсов.
В прошлом году Украина привлекала Lawrence Graham — юридическую компанию из Лондона — для расследования дела о разворовывании $ 200 млн, к которым могли быть причастны бывшие премьер-министры Юлия Тимошенко и Павел Лазаренко
Это уже вторая попытка на государственном уровне создать институт налоговой разведки. Ранее возглавлявший Миндоходов Александр Клименко предлагал реализовать эту идею с помощью налоговых и таможенных атташе, которые должны были появиться в дипломатических миссиях Украины в государствах, отличающихся низкой налоговой нагрузкой на бизнес, а также в странах, с которыми у нашей страны значительный товарооборот. В частности, речь шла о России, США, Китае, Великобритании, Польше и Бельгии (в представительстве при ЕС). Также рассматривались Кипр и Швейцария.
Был апробирован и формат с привлечением международных экспертов. В прошлом году Украина обращалась к юридической компании из Лондона — Lawrence Graham — для расследования дела о разворовывании $ 200 млн, к которым могли быть причастны бывшие премьер-министры Юлия Тимошенко и Павел Лазаренко. По информации британского издания The Independent, Lawrence Graham выполнила работу и установила 13 банковских счетов Тимошенко, которые не закрыты до сих пор.
Инструмент влияния
В то же время эксперты, опрошенные «Капиталом», не исключают, что предложенная форма работы может использоваться для расправы с политическими оппонентами. «Если на уровне государства будет создан некий поисковый механизм, направленный на выявление незаконно выведенных активов, он может быть нацелен и на тех, кто не входит в правящую команду», — допускает советник юридической фирмы Silver Seal Advisers Ярослав Абрамов. Об этом может свидетельствовать и заявление заместителя министра доходов и сборов по вопросам финансовых расследований Владимира Хоменко, который на встрече с генеральным директором Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) Джованни Каслеру сообщил, что ведомство уже имеет перечень объявленных в международный розыск конкретных физлиц, в отношении которых открыты уголовные производства. По словам Хоменко, основной целью деятельности в этом направлении должно стать возвращение государству средств и привлечение к ответственности виновных в их хищении.
Время и закон
Еще один инструмент отслеживания доходов украинцев появится после присоединения Украины к американскому закону о налоговых требованиях в отношении иностранных счетов (FATCA). Наша страна готовится подписать соответствующий двусторонний договор, после имплементации которого налоговая сможет получать информацию от американской стороны о счетах украинских налогоплательщиков.
Юристы утверждают, что вернуть выведенные из Украины деньги можно, однако процесс этот длительный и пока не урегулирован в полной мере действующим законодательством. «Чтобы доказать, что вывод средств был незаконным, нужно не так много. Существует опробованный и хорошо работающий механизм обмена налоговой информацией как в рамках конвенции, так в других форматах. Вопрос в том, что делать дальше», — говорит Абрамов. По его словам, в действующем законодательстве в сфере налогообложения и валютного регулирования предусмотрена не конфискация незаконно выведенных средств, а только штрафные санкции. Управляющий партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Боярчуков также подчеркивает, что замораживание активов за рубежом — это только первый этап, затем требуется доказать происхождение средств и их принадлежность именно обвиняемым в совершении преступлений. «Как правило, все усложняется тем, что в схемах вывода участвуют подставные физические / юридические лица», — поясняет юрист. Кроме того, арест активов может быть обжалован в суде страны, в которой он произведен, либо в Европейском суде, если речь идет о Европе.