В этом году Арт-Кельн пройдет с 10 по 13 апреля в 48‑й раз. В 1967 г. старейшую в мире арт-ярмарку, посвященную искусству ХХ века, основали немецкие галеристы Хайн Стюнке и Рудольф Цвирнер. Их детище стало первым в Европе мероприятием для коммерческих галерей, а главная цель этого проекта — оживление арт-рынка Западной Германии. Со своей задачей Арт-Кельн вполне справился: в этом году его посетит 221 галерея из 25 стран мира.
Ярмарка в Кельне традиционно делится на два основных сектора: «Галереи» и «New Contemporaries». В первом представлены именитые галереи со всего мира. В этом году среди них — галерея «Remmert and Barth» из Дюссельдорфа, которая на своем стенде покажет акварель Отто Дикса «Субретка». Работа одного из главных немецких экспрессионистов первой половины ХХ века была обнаружена всего три года назад и выставляется на продажу впервые, поэтому отдавать произведение дешевле чем за € 200 тыс. галеристы не намерены. Еще одна дюссельдорфская «Galerie Schwarzer» продемонстрирует публике книгу одного из главных европейских архитекторов ХХ века Ле Корбюзье «Поэма прямого угла». Впервые все страницы книги будут развешаны так, как замышлял сам автор, когда создавал «Поэму…» в 1955 г., однако до отдельной экспозиции тогда дело так и не дошло. Галерея «Marc Domènech» из Барселоны привезет работы авангардистов Пауля Клее и Фернана Леже, а также итальянского футуриста Джакомо Баллы. Мюнхенская галерея «Bernd Klüser» обещает произведения знаменитого концептуалиста Йозефа Бойса и основателя поп-арта Энди Уорхола.
В секции «New Contemporaries» собраны стенды молодых галерей, основанных после 2003 г. и специализирующихся на экспериментальном искусстве. К примеру, «Martin van Zomeren» из Амстердама покажет инсталляции иранского художника Навида Нуура, участвовавшего в Венецианской биеннале в 2011 г. А новичок на ярмарке варшавская галерея «La Guern» привезет произведения самых интересных молодых польских концептуалистов.
К двум традиционным секциям в этом году на ярмарке добавится новое отделение — «Коллаборации», — где будут представлены проекты, появившиеся в итоге сотрудничества нескольких галерей или художников. Весь этот блок директор Арт-Кельна Дэниел Хаг создал в сотрудничестве с американской организацией NADA, которая объединяет независимых арт-дилеров, торгующих актуальным искусством. Таким образом Хаг, назначенный на должность директора в 2008 г., стремится привлечь в Кельн как можно больше американских галеристов и дилеров, а те в свою очередь заинтересовывают коллекционеров.
Второй принцип стратегии Хага — делать ставку не на количество, а на качество: каждая галерея может выставлять ограниченное количество работ. А поскольку аренда стенда на Арт-Кельне обходится минимум в € 35 тыс., участникам приходится тщательно отбирать экспонаты. Подобный подход пошел ярмарке на пользу, утверждают аналитики. До назначения Хага Арт-Кельн переживал не лучшие времена. А за последние пять лет ярмарка, куда теперь наведывается более 60 тыс. посетителей и где снова случаются миллионные сделки (к примеру, в прошлом году «Galerie Thaddaeus Ropac» из Зальцбурга продала шелкографию Уорхола «Голова (После Пикассо) № 5» за $ 1,1 млн), вернула себе статус одного из ведущих арт-событий года.