В апреле 2013 г. доля посещения сайтов с мобильных устройств в Украине была на уровне 3,18 % от общего интернет-трафика. Об этом свидетельствуют данные исследования компании Gemius. За год этот показатель увеличился ровно вдвое. Но несмотря на заметный прирост, Украина занимает предпоследнее место среди стран Центральной и Восточной Европы, обогнав по доле мобильного трафика лишь Молдову, где этот показатель составляет лишь 0,63 % всего объема потребления интернета. Несомненным лидером является Дания: ее жители потребляют через мобильные устройства 31,2 % трафика.
Эта статистика подтверждает, что мобильный интернет постепенно становится массовым продуктом, считает менеджер компании «Киевстар» по продуктам передачи данных Вячеслав Джулай. «В сети уже есть что делать как десятилетним детям, так и людям преклонного возраста. Клиенты, ранее смотревшие прогноз погоды раз в неделю, сегодня ежедневно общаются в социальных сетях, ведут деловую электронную переписку, читают новостные сайты вместо печатной прессы», — отмечает эксперт. Согласно данным исследовательской компании GfK Ukraine, по итогам I квартала этого года 4,9 млн абонентов связи пользуются мобильным интернетом. Примечательно, что 40 % этих пользователей — лица младше 19 лет.
Рост мобильного трафика в первую очередь следует связывать с увеличением числа пользователей смартфонов, полагает ведущий специалист по связям с общественностью компании МТС Владислав Войтович. По данным операторов, на конец I квартала в их сетях насчитывалось более 8,6 млн смартфонов (+750 тыс. за три месяца). Исходя из данных компании GlobalStats (Statcounter), больше всего заходят на сайты с мобильных устройств под управлением операционной системы Google Android. С мая 2012 по май 2013 г. этот показатель увеличился с 16 % до 40 % в общем объеме посещений. Тогда как доля телефонов под управлением Symbian снизилась прямо пропорционально — с 40 % до 16 %.
Вторым катализатором роста мобильного трафика участники рынка называют специальные пакеты для пользования мобильным интернетом, в которых одна единица трафика обходится в разы дешевле ее стандартной стоимости. «Киевстар» ввел услугу «Интернет без границ», у компании МТС существуют предложения «Супер Интернет» и «Смарт.NET», life:) предложила своим абонентам «Интернет неделя» и «Интернет 200». В то же время, по словам Вячеслава Джулая, даже со специальными предложениями операторы не могут удовлетворить все потребности абонентов в сети. Владислав Войтович отмечает, что эту проблему можно было бы решить, если бы крупнейшие операторы получили лицензии на 3G-связь (UMTS). По его мнению, с внедрением 3G объем передаваемых данных будет на порядок выше существующего благодаря увеличению скорости их загрузки.
Директор агентства мобильного маркетинга LEAD9 Назар Грынык рассказал «Капиталу», что запуск 3G-сетей позволит разработчикам мобильных приложений получать доход от мобильной рекламы. «Сейчас в Украине на этом виде рекламы мало кто зарабатывает. В основном разработчики сотрудничают с рекламодателями по бартеру», — уточнил он. Сегодня рынок мобильной рекламы в Украине оценивается менее $ 1 млн, а после внедрения 3G-связи он может расти на 50‑70 % в год, прогнозирует эксперт.