Специальная комиссия Верховной Рады не успевает в отведенный ей срок подготовить новый проект Конституции. Причина — разногласия депутатов относительно положений Основного закона. В частности, представители проправительственной коалиции по‑разному смотрят на полномочия президента.
Успеть к осени
Вчера состоялось заседание специальной комиссии Верховной Рады по вопросам подготовки законопроекта о внесении изменений в Конституцию. Представители прессы на заседание не приглашались. Члены комиссии и эксперты ОБСЕ, Совета Европы, Конституционной ассамблеи должны были обсуждать предложения субъектов законодательной инициативы, но полноценной дискуссии не вышло. «Состоялось концептуальное обсуждение, потому что Партия регионов пообещала через две недели внести какое‑то видение», — рассказал «Капиталу» член комиссии, народный депутат Валерий Карпунцов (УДАР). Заместитель председателя комиссии Валерий Писаренко (ПР) сообщил изданию, что предложения его фракции готовятся, однако затруднился предположить, к какому сроку они будут поданы.
Несмотря на то что вчера премьер-министр Арсений Яценюк в очередной раз заявил о подаче в Раду нового проекта Конституции 15 апреля, депутатская спецкомиссия решила просить парламент продлить ее работу на месяц — до 15 мая. «До 15 апреля все субъекты законодательной инициативы должны подать в комиссию свои предложения, а мы получим возможность месяц работать над их обобщением», — отметил Карпунцов.
Кроме предложений ПР, члены комиссии ожидают также наработок Конституционной ассамблеи. Во время заседания представитель Совета Европы сообщил, что эксперты Венецианской комиссии (ВК) намерены совместно работать с членами спецкомиссии парламента на протяжении всех заседаний для того, чтобы оперативно подготовить свои выводы по специальной ускоренной процедуре. «Следующее заседание комиссии запланировано на лето. Соответственно, если ждать выводов по обычной процедуре, парламент не уложится в текущую сессию», — пояснил «Капиталу» народный депутат, член ВК Владимир Пилипенко (группа «Экономическое развитие»). После получения вывода ВК парламент планирует в конце мая направить законопроект в Конституционный суд. «Если КС скажет нам еще что‑то поправить, мы оперативно внесем изменения и будем выносить документ в парламент на голосование в первом чтении на этой сессии, которая продлится почти до середины июля», — отметил Пилипенко. Таким образом, депутаты планируют новую Конституцию принять уже осенью.
Упрощенный импичмент
Сравнительная таблица предложений по изменению Конституции, текстом которой располагает «Капитал», по состоянию на 31 марта была составлена на более чем 160 листах. При этом таблица не включала ряд поправок, поданных позже. Но в ней были положения законопроекта №2522а авторства отстраненного от выполнения обязанностей президента Виктора Януковича. Этот документ уже получил положительный вывод КС и направлен на выполнение требований для подписания соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Напомним, этот законопроект предлагает отменить пятилетний срок первого назначения судей судов общей юрисдикции и разрешить назначать их бессрочно.
В таблице конституционных правок предусмотрены предложения по внесению изменений в разделы I, III и XIII Основного закона, что в случае их принятия повлечет необходимость проведения всеукраинского референдума для окончательного утверждения проекта закона. Однако Писаренко сообщил «Капиталу», что в парламентской спецкомиссии была достигнута договоренность более не рассматривать такие предложения.
Кроме того, члены коалиции имеют существенно разное видение роли и места президента в системе власти. Так, поправками фракции «Свобода» предусматривается сокращение срока полномочий главы государства с пяти до четырех лет, увеличение вдвое — до 20 лет — так называемого ценза оседлости. «Батьківщина» предлагает определить, что президент вправе вносить представление о назначении и увольнении Радой председателя Национального банка.
По-разному видят фракции и процедуру импичмента главы государства. Так, «Батьківщина» хочет упростить процедуру и установить, что парламент принимает решение об отстранении президента с поста не менее чем 300 голосами депутатов. Сейчас для этого требуется минимум 338 голосов, а также вывод КС о соблюдении конституционной процедуры рассмотрения дела об импичменте. УДАР предлагает не менять действующие сейчас нормы в этой части.