Крым становится небезопасным местом для авиакомпаний. Европейское и Североатлантическое бюро Международной организации гражданской авиации (ИКАО) настоятельно рекомендует воздержаться от полетов в Крым и над полуостровом. Об этом сказано в письме организации для европейских стран и международных организаций, текстом которого располагает «Капитал».
Такое решение принято после того, как российские власти заявили о намерении контролировать с 3 апреля воздушное пространство над Крымом. В ИКАО считают, что это небезопасно, поскольку украинские и российские диспетчеры начнут дублировать функции друг друга. «Есть риск столкновения самолетов», — поясняет член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко. Ранее аналогичный запрет выдала и Европейская организация по безопасности аэронавигации (Евроконтроль).
Проблемы с полетами на полуостров начались в начале марта, когда Государственная авиационная служба распространила извещение о том, что аэропорт Симферополя не может принимать и отправлять самолеты. Как ранее сообщил в интервью «Капиталу» председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк, это связано с тем, что госорган, выдавший аэропорту сертификат эксплуатанта, не может гарантировать безопасность полетов в этот аэроузел. «Я знаю, что сейчас осуществляется сильное лоббирование со стороны российских чиновников, направленное на признание аэропорта Симферополя российским», — заявил он.
Полетные последствия
Основная роль ИКАО — не вводить против каких‑либо авиакомпаний санкции, а обеспечивать безопасность полетов, говорит Винюков-Прощенко. Но, по его словам, невыполнение этих рекомендаций может привести к тому, что международные страховые компании поднимут цену своих услуг для тех авиакомпаний, которые им не следуют. В первую очередь это может коснуться российских перевозчиков, которые сейчас выполняют рейсы в Крым. «Ни одна компания в мире не занимается страхованием самолетов самостоятельно и полностью не берет все риски на себя», — поясняет он.
Если авиакомпании не будут придерживаться рекомендаций ИКАО, страховые компании, могут отозвать страховки, считает гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. Лизингодатели могут отозвать свои самолеты у тех авиакомпаний, которые выполняют полеты на полуостров или над его воздушным пространством. «На оккупированную территорию не распространяются действия международных соглашений», — отмечает он.
Крымская авиакомпания
Официальных заявлений о вводе санкций пока нет, говорит руководитель аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Чтобы обойти возможные проблемы с лизингодателями, в России планируют создать отдельную авиакомпанию с базированием в Крыму. В ее парк войдут исключительно воздушные суда российского производства, а сам перевозчик не будет выполнять международные рейсы. Авиакомпании с такой конфигурацией ни западные поставщики, ни зарубежные регуляторы никаких проблем создать не смогут, объясняет Пантелеев.
О желании выйти на рынок перевозок Крыма уже заявил российский перевозчик Red Wings. Во флоте перевозчика российские самолеты ТУ-204. Помимо этого, об увеличении количества рейсов в Симферополь из России ранее объявил и «Аэрофлот». Российский национальный перевозчик даже объявил о снижении цен на перелеты по этому направлению в несколько раз. Каким образом перевозчик сумеет обойти возможные санкции, в компании «Капиталу» не сообщили.