TanzLaboratorium танцующий хореограф Лариса Венедиктова создала в 2000 г. Долгое время коллектив работал на базе Национального центра театрального искусства им. Леся Курбаса, но несколько лет назад покинул обжитое место. Нынешнее возвращение с перформансом«Жестокость возможности» неслучайно: здесь группа начала проект, посвященный ключевым фигурам в театре ХХ века — Лесю Курбасу, Всеволоду Мейерхольду и Антонену Арто. Здесь же представила заключительную часть этого цикла — о смерти и ее наблюдателях.
Входя в зал Курбас-центра, публика оказывалась в непривычной ситуации свободы: ей позволялось как угодно передвигаться по залу, где были разбросаны подушки, сидеть или лежать, пользоваться фонариками, включать и выключать свет. В центре условной сцены находились пять пар наушников, надевая которые можно было услышать музыку на любой вкус: от записи оперного спектакля и небанальной фортепианной классики до старой эстрады.
Трое побритых наголо и упрятанных в темные платья перформеров — Лариса Венедиктова, Александр Лебедев и Ольга Комиссар — поначалу неподвижно стояли у стен, словно приговоренные к расстрелу. Затем в течение часа их тела, будто изуродованные судорогами, медленно «стекали» к полу и принимали самые разнообразные позы, лучше всяких слов говорящие о насильственной смерти.
Надо сказать, что реакция публики (а именно в получении отзыва и заключается весь смысл действа), напрямую зависела от возраста. Старшее поколение предпочло не включаться в происходящее. Люди среднего возраста и молодежь попробовали все, что было предложено, — от променада по сцене до наушников и фонариков, но общий отклик можно охарактеризовать как спокойное любопытство. Кто‑то, пристально наблюдая за действом, фиксировал все «жестокости» с помощью камеры.
Сложно не согласиться с Ларисой Венедиктовой, незадолго до премьеры отметившей, что документальный театр — крайне интересная штука. Сегодняшнему зрителю, безусловно, многое известно об украинском «расстрелянном возрождении», репрессиях и урочище Сандармох, где вместе с другими талантами погиб художник-реформатор Лесь Курбас. Но знания об историческом прошлом не определяют поведение наших современников: страдания сотен тысяч человек были и остаются цифрой, а если они касаются тебя самого или близких — сугубо личным делом.
Обладая открытой, но строгой структурой, перформанс «Жестокость возможности» рассказал не столько об уродливых формах, которые принимает умирающее тело, сколько о другой неизменной величине — как мы в своем благополучии глухи к обреченным. Что любые общественные институты по сути своей тоталитарны и попытки исправить дефекты мироздания лишь ухудшают ситуацию.