Анталия — не просто название города, а имя нарицательное. Кажется, оно воплощает в себе все худшее, что только может произойти на отдыхе: толпы туристов, пьяные русские и ушлые турки, так и норовящие обмануть доверчивую «Наташю». Но стереотипы не всегда соответствуют действительности. Чтобы их опровергнуть, стоит вырваться за рамки схемы «путевка — трансфер — отель» и отправиться по турецкому Средиземноморью на велосипеде.
Поход с комфортом
Тех, кто знает о походах из песен Владимира Высоцкого — «мы рубим ступени, ни шагу назад», поспешим успокоить. В цивилизованном мире активный туризм — это маркированные маршруты с уютными кемпингами и пансионами. Такие походы доступны людям с разной физической подготовкой — бывая за границей, многие наверняка видели немецких бабушек, бодро вышагивающих с рюкзаками за плечами.
Собственно, такая же бабушка, только английская, и подарила Турции замечательную идею — проложить пеший маршрут вдоль средиземноморского побережья. Звали ее Кейт Клоу, а свои идеи она изложила в книге «Ликийская тропа», вышедшей в 1999 году. Турецкие власти прислушались к совету путешественницы и «раскрутили» маршрут на государственном уровне.
Теперь Ликийская тропа (по‑английски Lycian Way, по‑турецки Likya Yolu) то и дело оказывается на вершинах туристических рейтингов. 500‑километровый маршрут из Фетхие в Анталию иногда совпадает с автотрассами, грунтовыми дорогами и городскими улицами, но в основном это горные пешеходные тропы.
Маршрут интересен не только красивейшими природными пейзажами, но и памятниками архитектуры. В I тыс. до н. э. здесь располагалось могущественное государство Ликия, оставившее после себя внушительное архитектурное наследие. На протяжении сотен километров гробницы, колонны, амфитеатры и прочие следы древности встречаются повсеместно.
Удовольствие велосипедисту доставит даже поездка по автомобильным трассам. Во-первых, большинство приморских дорог построены недавно и имеют удобные обочины для двухколесных транспортных средств. Во-вторых, местные водители, в отличие от наших, не считают велосипедиста пустым местом.
Вдоль Ликийской тропы создана инфраструктура для комфортного отдыха. Тропа маркируется красно-белыми отметками на камнях и желтыми указателями. Часто попадаются места для ночлега. Для любителей комфорта здесь есть пансионы, что‑то вроде мини-гостиниц разной степени «звездности». Ценителям романтики подойдут кемпинги, где предлагается несколько вариантов ночевки: в собственной палатке, в домике или в автотрейлере. К услугам постояльцев кемпингов — душ, туалет, кухня и электричество, причем розетки иногда есть прямо на улице, около площадок для палаток.
Дорогие гости
Для турок велосипед служит чем-то вроде удостоверения личности: ясно ведь, что активный турист не будет напиваться вдрызг и дебоширить в лобби отеля. Поэтому и отношение к «двухколесным» гостям совершенно другое, чем к постояльцам отелей all inclusive.
Водители проезжающих мимо машин и мотоциклов радостно приветствуют велосипедистов. Если же ты по какой‑то причине останавливаешься на обочине — турки не поленятся тоже остановиться и спросить, не нужна ли помощь, а водители грузовиков предложат подвезти.
То же касается и общественного транспорта. От отечественных таксистов или маршруточников велосипедисты обычно слышат фразу: «Я эту бандуру не повезу». В Турции не так. На огромных автовокзалах персонал быстро помогает найти стоянку нужного автобуса. Наличие велосипеда помехой не будет. Например, в нужном нам направлении из Анталии отходил микроавтобус «Мерседес Спринтер». Но водитель согласился взять нас, чудесным образом уместив велосипеды в свой небольшой багажник.
Велосипед позволяет заехать в городки и села, где к иностранным туристам не привыкли и по‑английски не знают даже названий цифр. Но вам будут искренне рады и с восточным темпераментом объяснят жестами, что пиво, к примеру, стоит «дерт-бучук» — 4,5 лиры.
Еще интереснее останавливаться в горных селениях на ночевку. Когда мы стояли во дворе дома в поселке Алынжда, вокруг нашей палатки кипела сельская жизнь, достойная фильма Кустурицы. Две маленькие девочки гонялись за черным козленком на синем поводке. Бабушка, взывая к Аллаху, загоняла в сарай корову. Кошка совершила пять попыток пробраться в палатку за колбасой. А собака с большими ушами, проспавшая весь день, ночью проснулась и тоскливо завыла на луну.
Гостеприимство подкрепляется жесткими законами и не менее жестким контролем за их выполнением. Примером может служить история, рассказанная нам хозяином пансиона в поселке Патара. Он угодил в тюрьму на два месяца за то, что пристроил небольшую летнюю площадку к своему заведению. Патара — охранная зона ЮНЕСКО, здесь камень на камень нельзя положить без разрешения властей. Такое уважение к закону — страшный сон крымских горе-застройщиков.
История под ногами
К руинам лучше всего сохранившихся ликийских городов — Миры и Ксантоса — можно попасть и на обычном экскурсионном автобусе. Велосипед позволяет изрядно расширить список интересных мест. Больше всего впечатляют массивные ликийские гробницы, вырезанные из камня, которые в изобилии рассыпаны по горным склонам вдоль дорог.
Скопление гробниц есть, к примеру, на окраине городка Демре. Здесь нет ни будки с кассиром, ни туристов, ни экскурсоводов. При этом гробницы не превращены в туалеты и не исписаны непристойностями — все сохранилось в первозданном виде.
Бережное отношение турок к древностям особенно ярко проявляется при строительстве дорог: артефактов тут так много, что при прокладке улиц или автострад они неизбежно преграждают путь. В этом случае гробница обносится светоотражающими столбиками, снабжается знаком «Объезд» — но ни в коем случае не разрушается.
А в горах возле поселка Ешилькеи длинной змейкой протянулся ликийский акведук. Гигантская водопроводная труба собрана из каменных блоков с отверстиями, тщательно подогнанных друг к другу.
Еще одно замечательное место — бухта Бурч. Она находится недалеко от поселка Калеучаыз, из которого туристов возят катерами на остров Кекова, усеянный античными руинами. Но в самой бухте людей нет — зато есть оливковые рощи и бирюзовое море, купаться в котором можно даже в апреле (температура воды — около +18 °C). А еще — крепостная башня со старинной пушкой, откуда открывается красивый вид на бухту. Вечером, сидя у палатки, можно вскипятить на костре чай и сорвать лимон к нему прямо с дерева.
Ликийские встречи
Ликийская тропа — место для интересных встреч и международного общения. Типажи встречаются самые разные. Вот группа австрийских бабушек, шагающих налегке, — кругом цивилизация, так зачем тащить палатку? Другое дело — американец Стив. Он приехал в Турцию на месяц, шел с полной выкладкой и намеревался пройти все 500 ликийских километров.
Еще более интересные типажи попадаются в кемпингах, особенно в крупных. Немецкие пенсионеры в «караванах» (таких себе домах на колесах). Группа пеших туристов из Киева. Англичанин Шон, который преподавал английский в Стамбуле, но потом нашел себе турецкую девушку, бросил работу и отправился в путешествие автостопом, «пока деньги не кончатся». Или большой фургон, на котором английская фирма возит туристов в экзотических направлениях, — наши знакомые как‑то встретили его в Фанских горах Таджикистана.
Не менее занятны встречи с представителями местной фауны. На дорогах часто попадаются лениво ползущие черепахи. Людей они не боятся — такая тортилла запросто может прийти в лагерь или поинтересоваться вашим меню на привале. Обязательный гость лагеря — кошка. От пушистых рэкетиров лучше сразу откупаться куском суджука — турецкой копченой колбасы. В одном из кемпингов наши соседи проигнорировали полосатую гостью — киса обиделась и ночью украла у них всю палку колбасы. Любопытные козы тоже непременно придут на привал, причем всем стадом, и будут пробовать ваш велосипед на вкус. А напоследок — провожать такими глубокими взглядами, что вам обязательно захочется вернуться. Что многие и делают: на Ликийской тропе часто встречаются туристы, которые приехали сюда в третий или в четвертый раз.