«Вас ждет то же, что и в Турции!» — эти слова, произнесенные вчера с парламентской трибуны Олегом Тягныбоком, наиболее популярны последние дни как среди лидеров украинской оппозиции, так и среди рядовых пользователей социальных сетей.
От желающих выстроить параллели происходящего в Стамбуле с непроисходящим в Киеве отбоя нет. Так было и раньше, на протяжении затяжной «арабской весны», начиная с событий в Тунисе, включая Египет, Йемен, Ливию и Сирию.
Всякий раз люди известные и безвестные предпринимали в Украине попытки спроецировать массовые беспорядки и падение диктаторских режимов в исламском мире на местную почву.
Основным аргументом, вещественным доказательством сходства реальной ситуации с гипотетической была роль, которую сыграли в развитии революционных событий социальные сети и видеосервисы: Facebook, Twitter, YouТube. Согласно общепринятой версии, именно соцсети продуцировали и распространяли по странам арабского мира революционные настроения.
Но кроме завязки на соцсети у стран «арабской весны» есть еще один общий фактор — основную часть протестующих составляла молодежь. В Украине, согласно официальным данным Государственного комитета статистики, процент молодежи в возрасте 15‑35 лет составляет около 31 % населения.
Но это почти вдвое меньше, чем в странах «арабской весны», где этот показатель находится на уровне 55‑60 %. И, что главное, большинство молодых людей не имеет работы. Как и их турецкие сверстники, среди которых безработица последние годы только увеличивается (в марте 2013 г. каждый пятый турок в возрасте до 24 лет не мог найти работу).
Что общего в событиях в арабском мире и Турции — отсутствие ярких оппозиционных лидеров, акции протеста не украшены партийными флагами, каждый раз мы имеем дело со стихийным движением анонимов.
А это не дает возможности властям убедительно списать свои просчеты в экономике и политике на происки политических оппонентов.
И еще: митинги и протесты против застройщиков в Украине в последние годы в большинстве своем перешли на платную основу, став и для организаторов и для участников видом заработка. Так зачем бесплатно сражаться за правое дело, если есть возможность отстаивать бесправие за деньги? Это как покупать газету у входа в метро, когда тебе предлагают такую же — только бесплатно.
Возможно, поэтому социальные сети не могут собрать в Киеве многочисленные акции ни против бездеятельности «Укравтодора», ни за проведение местных выборов.