Народные депутаты инициируют ужесточение правил размещения наружней рекламы на автомобильных дорогах. Соответствующий законопроект подал народный депутат Антон Яценко (фракция Партии регионов). Документ предлагает увеличить расстояние для установки рекламных конструкций вне населенных пунктов с 5 до 10 м от проезжей части.
Инициатива направлена на повышение безопасности дорожного движения и никаких негативных последствий для рекламной отрасли не несет, уверяет Яценко. Наружная реклама не имеет никакого отношения к аварийности на дорогах, протестует руководитель Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко. «Мы можем взять отрезки дорог, где есть реклама на дорогах и где нет, и мы увидим, как ни парадоксально, что аварийность выше там, где нет рекламы», — говорит он и добавляет, что показатели аварийности не привязаны к рекламе, они привязаны к освещению дорог, их качеству и разметке. Биденко напомнил, что по итогам анализа, проведенным российским исследовательским центром ROMIR Monitoring в 2005 г., элементы внешней рекламы находятся на 11 месте среди факторов, способных отвлечь внимание водителей от управления автомобилем.
В случае принятия этого законопроекта отрасль внешней рекламы будет уничтожена, считает Биденко, поскольку ограничения коснутся 90 % конструкций. Он поясняет, что перенос одной конструкции стоит 7,5 тыс. грн, а у многих операторов просто нет денег, чтобы соответствовать новым правилам. Некоторые конструкции невозможно будет перенести на необходимое расстояние, потому что в 10 метрах от дороги может начинаться лес или стоять дом, поэтому от них операторам придется отказаться.
Уменьшение количества конструкций приведет к снижению поступлений в местные бюджеты, продолжает Биденко. «Только Киев в год получает от наружной рекламы около 120 млн грн», — отмечает он. По словам директора Doors consulting Сергея Смоляра, пострадавшими окажутся и те компании, которые активно размещают свою рекламу на внешних носителях. «В первую тройку входят торговля, связь и автомобильные компании», — говорит он и добавляет, что после принятия законопроекта рекламодатели переориентируются на телевидении или интернет.
По данным Ассоциации наружной рекламы, в 2012 г. рынок «наружки» составил 1,4 млрд грн, что на 20 % больше, чем в 2011 г. В 2013 г. прогнозируется рост рынка на 10 %.
«Будет ли принят этот законопроект, вопрос дискуссионный. Нам нужно будет эту тему профессионально продискутировать», — сказал «Капиталу» представитель большинства Владимир Олийнык (фракция Партии регионов). По его словам, рекламу на дорогах однозначно нужно ограничивать, поскольку это отвлекает водителей и способствует росту аварий. «С одной стороны, водители не должны отвлекаться, но с другой — как продавать товары?», — соглашается народный депутат (фракция «Батьківщини») Сергей Терехин. По мнению Олийныка, в случае успешной дискуссии и точного определения ограничений законопроект Яценко вполне может стать законом.