Двухсотлетие со дня рождения самого известного немецкого композитора Рихарда Вагнера пришлось на прошлый год. Однако сезон в музыкальном мире еще не завершен, поэтому празднования продолжаются. 12 апреля состоится очередная премьера, приуроченная к круглой дате. В Берлинской опере ставят «Тангейзера» — одно из самых противоречивых произведений композитора.
Вагнер работал над оперой три года, а затем еще несколько раз переписывал ее. Для постановки в берлинском Staatsoper im Schiller Theater выбрали «дрезденскую» — вторую и самую популярную редакцию. Первый вариант оперы, премьера которой состоялась в 1845 г. в Дрездене, не пользовался успехом у публики, и произведение сняли с репертуара после восьми представлений. Поэтому в новой версии Вагнер сделал финал более мелодраматичным. Затем была еще редакция для постановки в Париже, и из нее в нынешний вариант попадет «Вакханалия» — фрагмент увертюры, написанный позже, чем опера целиком, однако один из самых известных среди сочинений Вагнера.
Вдохновением для «Тангейзера» композитору послужили немецкие легенды: о гроте Венеры, где античная богиня любви дарила бессмертие своим возлюбленным; о менестреле Тангейзере, который хоть и является реальной исторической личностью и жил в XIII веке в Германии, однако документальных свидетельств о нем практически не сохранилось; а также о средневековых песенных состязаниях и о святой Елизавете. Все эти предания Вагнер объединил в одну трехактную романтическую историю: Тангейзер мечется между страстью к Венере и любовью к смертной девушке Елизавете. И дополнил философскими размышлениями о боге и о том, является ли греховным желание человека стать бессмертным. Часть действия разворачивается в исторических реалиях немецкого Средневековья, а часть — в вымышленном и наполненном мифами мире.
Постановщиком нового «Тангейзера» стала Саша Вальтц — режиссер и хореограф, известная своим новаторским подходом к классике. 51‑летняя Вальтц начинала свою карьеру в Нью-Йорке, где танцевала в авангардных балетных студиях. Затем вернулась в Берлин и занялась хореографией. Опера — недавнее увлечение хореографа, до нынешней постановки на счету Вальтц их было всего три, и «Тангейзер» станет в ее режиссерской карьере первым классическим немецким произведением. Которое, впрочем, Вальтц поставит в соответствии с изобретенной ею концепцией «хореографической оперы». «Я использую все возможные выразительные средства», — объясняет режиссер. Она уверена, что танец способен добавить опере дополнительный смысловой уровень.
Музыкальную часть «Тангейзера» хореограф оставила без изменений. Дирижировать на премьере будет именитый Даниель Баренбойм, с которым Вальтц сотрудничает впервые. Нетронутой останется и вокальная часть, на главные роли приглашены один из лучших вагнеровских теноров мира Петер Зайфферт, известная мастерским исполнением произведений Вагнера и Верди Марина Пруденская и другие звезды Берлинской оперы. А вот в сценографии поклонников композитора ждут многочисленные сюрпризы. К примеру, сцену певческого состязания из второго акта хореограф поставила в декорациях 1950‑х и значительно дополнила танцами. Представленные 18 танцорами ее труппы Sasha Waltz & Guests, они должны рассказать зрителю о разных концепциях любви, ведь именно такой Вальтц видит главную идею «Тангейзера» Вагнера.
После премьеры 12 апреля спектакль в Берлинской опере дадут еще три раза. Затем завершится традиционный пасхальный фестиваль, и постановка возьмет паузу.