Економіка

прогнозы

Цены набрали ход: в марте потребительские товары подорожали на рекордные с сентября 2010 года 2,2 %

Индекс потребительских цен в марте показал наибольший рост за последние три с половиной года, достигнув 2,2 %. До этого инфляция в месячном исчислении ускорялась быстрее лишь в сентябре 2010 г. (2,9 %). В прошлом месяце наибольший рост цен был зафиксирован в продуктовом сегменте: преимущественно дорожали яйца (+21,3 %), фрукты (+11,8 %), рыба (+3,2 %) и овощи (+2,7 %), сообщила вчера Государственная служба статистики. С начала года инфляция уже достигла 3 %.

Потребительский бум

Всплеск цен обусловлен несколькими факторами, в том числе и сезонностью, что особенно характерно для овощной и фруктовой продукции. Но главную роль в удорожании продуктов питания и услуг сыграла девальвация курса гривни по отношению к доллару. С начала года курс просел на 45 %, а основные его скачки пришлись именно на март. Еще месяц назад опрошенные «Капиталом» экономисты прогнозировали, что при сохранении курса гривни на уровне более 10 UAH / USD или его дальнейшем снижении в первую очередь подорожают товары, которые импортируются или являются аналогами импортируемых. Это прежде всего нефтепродукты и товары длительного пользования. «Валютный курс не только тянет за собой рост цен потребительского импорта, но и влияет на стоимость бензина, которая отражается на транспортных услугах и ведет к последующему подорожанию всех товаров», — говорит директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

По оценкам главного экономиста ИК Dragon Capital Елены Белан, импортные товары занимают около 20 % потребительской корзины. Овощи и фрукты менее подвержены курсовым изменениям, как и продукты питания в целом, поскольку в основном эти категории товаров производятся в Украине. Но в связи с тем, что подорожал бензин, в марте цепной реакцией задело и фруктово-овощную продукцию, а также рыбу и мясо. Любопытно, что мартовская статистика могла оказаться еще более внушительной. По словам старшего аналитика Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александра Жолудя, Госстат собирает информацию по ценам, как правило, до 20‑25 числа каждого месяца. Это значит, что реальная инфляция в итоге могла превзойти условный рекорд сентября 2010-го, так как только за последнюю декаду марта гривня девальвировала на 9,5 % — с 9,91 до 10,85 UAH / USD.

Новый подход

Примечательно, что новое правительство обещало именно инфляции уделять особое внимание. Председатель Национального банка Степан Кубив заявил об отказе регулятора от таргетирования курса национальной денежной единицы и концентрации усилий на контроле уровня цен. Такой подход должен был восстановить долгосрочный макроэкономический рост. Собственно, на необходимости таких перемен настаивали и в Международном валютном фонде (МВФ). «В течение следующих 12 месяцев НБУ планирует перейти на инфляционное таргетирование, которое станет якорем для инфляционных ожиданий», — еще до заявления Кубива сообщил руководитель миссии МВФ в Украине Николай Георгиев. Однако отпустив курс гривни, НБУ пока не может справиться с ростом цен, который лишь набирает обороты. Тем временем в Кабмине уже предложили предоставить вузам возможность корректировать стоимость обучения с учетом коэффициента инфляции. По словам министра финансов Александра Шлапака, документ, вносящий изменения в действующий закон об образовании, уже был одобрен правительством и на текущей неделе будет внесен на рассмотрение Верховной Рады.

Выход за рамки

Несмотря на то, что в обновленной редакции госбюджета заложен предельный уровень инфляции в 12 %, в правительстве признают, что рост цен может превзойти ожидания. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, по итогам года инфляция может ускориться и до 14 %. Премьер признает, что уровень динамики цен напрямую будет зависеть от того, как правительству удастся стабилизировать валютно-обменный курс и каким будет эффект от повышения административных цен. А вот Степан Кубив не исключает, что инфляция может достичь почти 16 %. При этом, по его словам, говорить о предельных показателях сегодня вообще сложно. Глава Центробанка отметил, что многое будет зависеть от того, как быстро Украина получит средства МВФ, и от темпов проведения экономических реформ.

Ускорить инфляцию поможет и рост коммунальных тарифов. С 1 мая правительство одобрило повышение стоимости природного газа для населения в среднем на 50 %. Уже на июль было анонсировано повышение стоимости других жилищно-коммунальных услуг, в частности по теплоснабжению — на 40 %. Однако на показателях инфляции это скажется, вероятней всего, уже в конце года. По словам Александра Шлапака, в связи с тем, что 90 % населения платит за тепло в отопительный сезон, платежки с повышенными ценами украинцы получат только в ноябре.

Александр Жолудь,
старший аналитик Международного центра перспективных исследований

Переход к инфляционному таргетированию является единственно правильным путем для восстановления долгосрочного макроэкономического роста в Украине. Хотя Национальный банк и ранее заявлял о желании перейти к таргетированию инфляции, чтобы обеспечить стабильность национальной денежной единицы. В то же время, на сегодняшний день Украина не слишком продвинулась в этом вопросе и отстала от многих стран, включая всех своих соседей. Польша, Россия и Турция более успешны в переходе к таргетированию инфляции, то есть к установлению некоего целевого уровня инфляции и попытке выйти на него. Это то, к чему стремятся национальные и центральные банки развитых стран. Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк и центробанки большинства развитых стран заявляют о том, что таргетирование инфляции является основной их целью.

Но стоит отметить, что целевые значения инфляции Национальным банком пока так и не были оглашены. Есть лишь ориентиры Кабинета министров, заложенные в новый вариант госбюджета на 2014 г., утвержденный парламентом 27 марта. Что не одно и то же.

С другой стороны, в Украине не убраны другие барьеры в ценообразовании, которые не позволят быстро перейти к классическому инфляционному таргетированию и на которые Национальный банк не имеет влияния. Развитые страны могут путем увеличения или уменьшения предложения денег в экономике влиять на уровень индекса потребительских цен. У нас же целая группа товаров (стоимость товаров) регулируется административными мерами. В первую очередь речь идет о ценах на жилищно-коммунальные услуги. НБУ может увеличивать / уменьшать предложение денег, но если НКРЭ решит, что надо пересматривать тарифы на газ, и утвердит это решение, это автоматически приведет к росту инфляции. Нацбанк на это повлиять не может, поскольку оба органа являются независимыми. Соответственно, у НБУ ситуация сложнее, чем в развитых странах, где нет такой существенной привязки цен к исполнительному органу. Поэтому вопрос таргетирования не решится мгновенно — Польша переходила к нему более пяти лет.

Тантели Ратувухери,
главный экономист отдела стратегического планирования UniCredit Bank

Правительству вряд ли удастся в этом году использовать «инфляционный налог» для пополнения бюджета. На это есть несколько причин. Во-первых, в 2014 г. ожидается значительное снижение покупательской способности населения. Наметившиеся сокращения персонала и ограничение доходных поступлений у граждан не только в бюджетных сферах, но и в частной будут сдерживать рост поступлений от налога на доходы физических лиц. Во-вторых, спад деловой активности отразится на поступлениях в бюджет от налога на прибыль.

Инфляционный налог помогает прежде всего в условиях перегревания экономики, когда цены растут из‑за избытка спроса и избытка ликвидности на рынке. У населения в этих условиях развивается склонность к потреблению, не отягощенному страхом инфляции или девальвации. Сегодня же цены растут не столько по причине увеличения спроса, сколько из‑за удорожания себестоимости производства. В то же время потребительские настроения сворачиваются под страхом возможных потерь от инфляции и девальвации национальной валюты. Таким образом, ценовая динамика в 2014 г. будет зависеть в первую очередь от движения валютного курса и корректировки административно регулируемых цен и меньше всего — от активности населения.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама