Фінанси

автокредитование

Задний ход. Количество кредитных авто в марте сократилось вдвое

Количество кредитных авто в марте сократилось вдвое
Банкиры и население повернулись друг к другу спиной
Фото: Иван Черничкин

Число проданных в кредит автомобилей в марте уменьшилось в два раза по сравнению с февралем — до 1375 штук, сообщили «Капиталу» в компании Porsche Finance. В январе и феврале текущего года суммарный результат пятнадцати основных кредиторов страны — свыше 2,5 тыс. машин ежемесячно. За год (с марта 2013 г.) объемы автокредитования сократились на 60 %.

Упадочное настроение

Причины падения этого рынка — снижение покупательной способности потенциальных заемщиков и, как следствие, уменьшение продаж автомобилей. В марте продажи сократились на 35 % — до 9430 автомобилей. Падение к 2013 г. достигло 50 %. «Клиенты, планировавшие приобрести машину в кредит в феврале-марте этого года, усомнились в целесо­образности покупки», — поясняет директор департамента розничного бизнеса Правэкс-Банка Семен Бабаев.

Причины падения авторынка, по словам гендиректора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, в политическом и экономическом кризисе. К тому же с 13 апреля 2013 г. импортные автомобили, оборудованные бензиновыми двигателями объемом от 1,0 до 2,2 л, облагаются доппошлиной в размере 6‑13 % от их стоимости. А с 1 сентября действовал утилизационный сбор на автомобили — в зависимости от модели и модификации его ставка достигала 4,7‑30,3 тыс. грн. Вчера парламент отменил этот сбор.

По словам банковского эксперта по автокредитованию Виталия Жихарцева, I квартал 2014 г. напоминает своей динамикой кризисный 2008 г. «В феврале текущего года отмечен рост продаж автомобилей, связанный с паническими настроениями и ожидаемой девальвацией. Люди вкладывали сбережения в автомобили, которые распродавались по старому курсу. Такая ситуация наблюдалась в декабре 2008 г., когда в разгар кризиса увеличились автопродажи», — говорит эксперт. А в марте на рынке наметилась тенденция к падению, в связи с чем большинство дилеров пересмотрели свои планы, а некоторые уже начали сокращение персонала — опять аналогия с 2008 г.

Некредитующие кредиторы

Среди крупнейших банков в прошлом месяце не выдали ни одного автокредита такие финучреждения, как ПУМБ, Альфа-Банк (Украина), УкрСиббанк и др. В Universal Bank в марте прокредитовали покупки лишь 14 автомобилей, в Укргазбанке заключили всего 20 новых кредитных договоров, в ВТБ Банке и Идея Банке — лишь по 24 в каждом. Большинство финучреждений приостановили работу с автосалонами. «Основная масса автокредитов оформляется у дилеров, с их стороны идет большое давление на цену. Почти все кредиты финучреждения выдают в надежде на долгосрочное сотрудничество с клиентом, а сам по себе кредит не является прибыльным», — делится заместитель председателя правления УкрСиббанка Константин Лежнин. Банкиры не скрывают, что займы окупаются не за счет процентной ставки, а за счет дополнительных комиссий, страховки и других платежей клиента.

Как ранее сообщал «Капитал», российские ВТБ Банк и Альфа-Банк начали сокращать программы автокредитования еще с сентября прошлого года в связи со сменой своих стратегий. Изменили подход к предоставлению автокредитов и в Идея Банке: по словам председателя правления банка Андрея Рязанцева, с начала года отделения более активно начали предлагать украинцам лизинговые программы от «Идея Лизинг». Однако благодаря выданным ранее кредитам Идея Банку в I квартале удалось удержать третью позицию в рейтинге крупнейших украинских автокредиторов — его доля составила 10,8 %.

Остальные финструктуры ввели существенные ограничения на выдачу новых автокредитов. В первую очередь был увеличен первый взнос до 30 % и повышена доходность таких ссуд, отмечает Виталий Жихарцев. «Таким образом банки стараются показать, что они не остановили кредитование. Но фактически, сделав кредиты невыгодными для заемщиков, банковская система не стремится сейчас наращивать автозаймы. Скорее наоборот — старается сдерживать кредитование в рамках выделенных лимитов», — говорит собеседник.

Даже лидер автокредитования UniCredit Bank существенно сократил динамику выдачи новых займов. «Снижение темпов кредитования покупки автомобилей прослеживается с марта 2014 г. За первые два месяца текущего года план по автокредитованию выполнен в полном объеме», — сообщила главный экономист отдела по работе с клиентами UniCredit Bank Диана Рыбачук. Хотя доля итальянцев на рынке не изменилась по сравнению с результатом 2013 г., в марте было выдано всего 205 кредитов (на 63 % меньше по сравнению с февралем).

Пошли в рост

Нарастили свой портфель автокредитов в марте 2014 г. только два финучреждения — 48‑й по размеру активов Кредобанк и 32‑й Всеукраинский банк развития (ВБР). Кредобанк заключил 274 (+25 % по сравнению февралем) новых договора кредитования, ВБР — 82 (+17 %). Это позволило финструктурам занять в списке наиболее активных кредиторов 4‑е и 9‑е места соответственно. «Пользуясь поддержкой Bank Polski (мажоритарный акционер. — «Капитал»), мы, в отличие от других банков, не изменили свою кредитную политику. Это и стало нашим конкурентным преимуществом», — рассказывает менеджер по связям с общественностью Кредобанка Виктор Гальчинский. Тем не менее из‑за удорожания кредитных ресурсов процентные ставки по программам автокредитования этого финучреждения с начала года в среднем выросли на 1,5 п. п. Сегодня максимальная ставка по автокредитам составляет 18,49 % годовых, утверждает Гальчинский. Средний показатель на рынке достигает 21‑22 %. «Поднимать ставки банки уже не будут, по такой стоимости хорошие клиенты кредиты не берут», — объясняет он.

Несмотря на то что в начале 2014 г. существенно сократилось количество банков, предлагающих автокредиты, многие финструктуры намерены и далее развивать это направление. Об этом «Капиталу» заявили в UniCredit Bank, Правэкс-Банке и Дельта Банке — финучреждения в этом году планируют войти в топ-5 лидеров по объемам автокредитования. Хотя, по оценкам директора департамента альтернативных каналов продаж Дельта Банка Константина Кошеленко, и рынок автокредитования, и авторынок Украины в целом в текущем году будут сокращаться. Семен Бабаев прогнозирует, что количество кредитов на новые автомобили по результатам года может достичь показателя в 30 тыс. единиц. Для сравнения: в 2013 г. в кредит было продано 44 тыс. авто.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама