Антимонопольный комитет и Государственная инспекция по контролю за ценами проверят линейные и портовые элеваторы на обоснованность тарифов по перевалке зерна. Об этом во вторник заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк.
По его словам, отечественные тарифы на перевалку завышены в три раза, по сравнению с соседними странами. «Мы не можем мириться с тем, что в других странах черноморского региона стоимость услуг портовых элеваторов составляет $ 7 за т, у нас — $ 22 за т», — отметил Присяжнюк. Как сообщили «Капиталу» в Госценинспекции, план совместных мероприятий находится в разработке, однако точную дату начала проверок в ведомстве назвать не смогли.
Мнения опрошенных «Капиталом» экспертов и участников рынка относительно оснований для заявления об откровенно завышенных тарифах разделились, вплоть до размера действующих ставок. По оценке участников рынка, ставка тарифа на перевалку зерна, например, в Одесском порту, составляет $ 18 за т, что все‑таки ниже названного министром уровня.
Генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) Владимир Лапа подтверждает, что стоимость логистической составляющей в Украине существенно выше, чем в других странах. Однако, по его словам, перечень причин достаточно большой — от общей слабой организации системы логистики до достаточно высоких расценок зерновых складов.
Владимир Лапа также добавил, что потенциал снижения стоимости услуг элеваторов сложно оценить, так как это зависит от каждого конкретного случая — когда элеватор был построен либо осуществлялась реконструкция, каким оборудованием оснащен и пр. «Достаточно весомым стабилизирующим фактором здесь должна стать работа государственных элеваторов. Если они будут предлагать более низкие расценки за свои услуги, это ограничит рост расценок на частных элеваторах», — утверждает гендиректор УКАБ.
В свою очередь генеральный директор крупнейшего зернотрейдера «Нибулон» Андрей Вадатурский говорит, что у государственных портовых элеваторов ставки, действительно, достаточно низкие, но они отдают свои емкости структурам, которые «накручивают стоимость». «Большинство элеваторов подконтрольны какой‑то структуре, например Kernel, или международным компаниям», — сказал он «Капиталу». Свободных элеваторов не так много, подчеркнул Андрей Вадатурский.
«Цены на услуги элеваторов — объективно рыночные», — отмечает аналитик Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий. Он признает, что тарифы действительно выше, чем в некоторых других странах, однако указывает на то, что в Украине действует множество контролирующих органов, усложняющих ведение бизнеса. Поэтому говорить о том, что тарифы завышены в разы, не вполне корректно. Элеваторный бизнес по сути своей — низкомаржинальный, при этом капиталоемкий. «Стоимость тонны хранения — порядка $ 200, при этом окупаемость элеваторного бизнеса — 10‑20 лет. О сверхдоходах тут речь не идет», — утверждает Марьян Заблоцкий. «Если министерство ставит себе задачу снизить тарифы, нужно увеличивать предложение на рынке элеваторных услуг. — добавил он. — Например, снижать тарифы государственных зернохранилищ, способствовать кооперации сельхозпроизводителей, чтобы они строили хранилища в складчину».