Очевидная неспособность украинской армии и милиции выполнять задачи по защите территориальной целостности страны и противодействию сепаратистским настроениям вынуждает политиков задуматься о кардинальной реформе системы обороны государства. В Верховную Раду внесен законопроект депутата Николая Катеринчука, который предлагает по примеру Скандинавии и Израиля создать армию резервистов для помощи Вооруженным силам.
Мировой опыт
В последнее время Министерство внутренних дел при поддержке местных государственных организаций начало создание отрядов добровольцев для охраны порядка. Так, в Днепропетровске в понедельник начато формирование батальона специального назначения «Днепр», руководить которым будут офицеры-афганцы. Контроль за действиями спецназа будет осуществлять непосредственно председатель Днепропетровской ОГА. По примеру Днепропетровска в понедельник было объявлено о создании специального подразделения патрульной службы милиции особого назначения «Шторм» в Одессе. В ближайшее время на юго-востоке и в центре страны планируется сформировать отряды добровольцев численностью 12 тыс. человек.
Предложенная МВД мера является лишь дополнением к существующей структуре охраны порядка. В то же время законопроект о создании резервистской армии предполагает, что, в отличие от отрядов, которые организовываются в регионах под эгидой МВД, общественное объединение со специальным статусом вооруженного формирования станет частью армии.
Законопроект о создании резервистской армии предполагает, что, в отличие от отрядов, которые организовываются в регионах под эгидой МВД, общественное объединение станет частью армии
«Народное ополчение «Резервистская армия Украины» в случае вооруженной агрессии против Украины станет дополнительным ресурсом Вооруженных сил Украины» — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
По мнению автора документа, необходимо использовать международный опыт привлечения гражданского населения к обороне страны, в частности наработки Скандинавии, Латвии и Израиля, где распространена практика функционирования вооруженных сил в составе регулярной армии и народного ополчения.
«Например, Норвежское ополчение является средством быстрой мобилизации сил армии. В случае угрозы вооруженной агрессии против страны оно может в короткие сроки мобилизовать более 50 тыс. боеспособных людей, что составляет 10 % общего военного контингента Норвегии. В Швеции национальное ополчение формируется на добровольной основе из лиц, принадлежащих к добровольным оборонным организациям», — рассказал «Капиталу» автор законопроекта Николай Катеринчук.
Одним из характерных признаков современного европейского народного ополчения, утверждает депутат, является разрешение его участникам владеть боевым оружием, которое они обязуются содержать в надлежащем состоянии. В обязанности ополченцев входит участие в периодических учениях вместе с профессиональными военными.
Законопроект Катеринчука предусматривает быструю мобилизацию сил ополчения в случае вооруженной агрессии против страны, а в мирное время — выполнение функций по охране общественного порядка или государственной границы.
Военные не против
Ведущий эксперт военных программ Центра Разумкова считает идею создания резервистской армии правильной, но отмечает, что многое будет зависеть от форм ее реализации. «Идея создания резервистской армии хорошая. Очевидно, пришло время пересматривать подходы к обеспечению обороноспособности Украины. У нас в кадровом резерве сейчас порядка 2,5 тыс. военных специалистов узкого профиля, которыми можно доукомплектовать уже действующие военные формирования», — сказал он «Капиталу».
В то же время эксперты, опрошенные «Капиталом», говорят и о проблемах, которые придется решить инициаторам создания таких организаций. В первую очередь речь идет об обеспечении резервистов необходимой техникой, а также о дефиците времени для их обучения.
Резервистская армия от Николая Катеринчука
разрешение участникам ополчения владеть боевым оружием
обязанность ополченцев содержать в надлежащем состоянии собственное оружие
обязанность ополченцев проходить периодические тренировки вместе с профессиональными военными
самообеспечение ополченцев
быстрая мобилизация сил ополчения в случае вооруженной агрессии против страны
выполнения отрядами ополчения вспомогательных функций в мирное время (охрана общественного порядка, спасение людей, участие в охране государственной границы и т. д.)