В Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг появились сразу два руководителя — Максим Поляков и Андрей Волков. Первого Кабмин назначил исполняющим обязанности председателя Нацкомфинуслуг 5 апреля, второго — председателем — 9 апреля.
Де-факто обязанности главы комиссии сейчас выполняет Максим Поляков — встречается с представителями небанковского финансового рынка, готовит законодательные изменения, выявляет коррупционные схемы и обещает уже в апреле провести ряд кадровых перестановок. На вопрос, как и. о. председателя Нацкомфинуслуг относится к назначению Волкова, Поляков ответил: «А кто это такой? Я его не знаю».
Распоряжение Кабинета министров о назначении Андрея Волкова нигде не обнародовано. «По объективным причинам распоряжение о моем назначении на эту должность пока не подписано. Это касается не только меня, но и других кадровых назначений правительства в этот день», — подтверждает Волков. По его мнению, этот вопрос должен решиться в ближайшие дни. «После завершения всех формальностей и моего официального представления коллективу комиссии я смогу начать работу в стенах Нацкомфинуслуг. А какой смысл сейчас мне туда врываться?» — говорит Волков
Охота на Волкова
Даже при большом желании Волкова занять положенный ему рабочий кабинет главы Нацкомфинуслуг вряд ли он мог бы это сделать. С недавних пор у входа в ведомство (ул. Б. Гринченко, 3) дежурит группа людей. В пресс-службе Нацкомфинуслуг считают, что это представители самообороны Майдана. Активисты не скрывают, что их цель — не пустить Волкова в здание Нацкомфинуслуг. «Они обещают не допустить представителя российской «Альфа-Групп» в государственное учреждение», — уточняют в пресс-службе регулятора.
Официальная причина такой неприязни к Волкову со стороны представителей самообороны Майдана и ряда политиков — его многолетний стаж работы в «Альфа-Групп». Сегодня, учитывая ситуацию, любые отношения с РФ считаются пятном в биографии чиновника. По словам народного депутата Леси Оробец, назначение менеджера (в Нацкомфинуслуг. — «Капитал») крупнейшей частной финансовой группы России угрожает нацбезопасности Украины.
Подобные обвинения опровергает Волков, ведь он не работает в «Альфа-Групп» последние пять лет. «С 2009 г. я занимаюсь своим бизнесом и никакого отношения к группе не имею. Занимая должность предправления Альфа-Банка (Украина), не был приближенным Фридмана (владелец «Альфа-Групп». — «Капитал») и лишь несколько раз встречался с ним», — объяснил он.
Среди претензий к Волкову — и то, что он владелец частного бизнеса. «Нельзя пускать бизнесменов в госорганы. У них все равно все мысли настроены на получение дохода», — считает председатель набсовета СК «Саламандра Украина» Юрий Явтушенко.
Конфликт интересов
Ходят даже слухи, что Волков купил кресло главы Нацкомфинуслуг за $ 1 млн — этим участники рынка объясняют его внезапное назначение. «Если бы мне как бизнесмену предложили заплатить за эту должность такие деньги, я просто рассмеялся бы. У меня есть другие, гораздо более выгодные идеи, как инвестировать $ 1 млн. Если работать в комиссии прозрачно, как я и планирую, то $ 1 млн здесь в жизни не заработаешь. Если воровать, то, наверное, за пару лет можно украсть. Но я умею зарабатывать и без этого. Поэтому предложение заплатить за возможность воровать меня бы не заинтересовало», — уверяет Волков.
По его словам, весь свой бизнес он уже к концу недели продаст партнерам, а полученный в прошлом опыт, наоборот, поможет ему быстрее разобраться с проблемами небанковского финансового рынка и регулятора. «Я уже думаю, кого из профессионалов финансового рынка пригласить на работу в комиссию и как создать им достойные условия в ситуации недофинансирования регулятора. Уже есть несколько идей, в том числе и за счет целевых средств от США и ЕС. Знаю, как это сделать, и у меня есть связи с международными организациями», — подчеркнул Волков.
Еще аргумент против Волкова — поддержка его кандидатуры Ольгой Бельковой, народным депутатом от партии УДАР и экс-сотрудницей EastOne (компания принадлежит Виктору Пинчуку). «Она поддержала кандидатуру Волкова на пост главы Нацкомфинуслуг в обмен на его поддержку EastOne в его многолетней борьбе за контроль над НАСК «Оранта», — уверяет руководитель страховой компании, пожелавший сохранить анонимность.
Белькова отрицает такие слухи. «Я подала несколько кандидатур профессионалов и даже удивлена, что в конце концов ко мне все‑таки прислушались. Волков был одним из кандидатов. Очевидно, его выделили за опыт работы в международной консультационной компании, управленческий опыт крупным банком, страховой и инвестиционной компаниями. Мне также было важно, что он не связан ни с одной из политических партий. Украинские компании уже достаточно настрадались из‑за того, что политики в своих разборках не отделяют бизнес-вопросы от интересов страны», — рассказала «Капиталу» Белькова.
Ряд участников рынка считают многочисленные обвинения в адрес Волкова следствием двоевластия. Поляков якобы был недоволен назначением нового главы комиссии. «И я могу его понять. Подняться с должности заместителя мэра Умани на уровень регулятора всего небанковского финансового рынка — это единственный шанс в жизни, который не каждому дается. Максим понимает, что второго шанса не будет», — утверждает собственник страховой компании, попросивший не называть его имя.
От назначения в недоумении
Среди юристов есть непонимание, каким образом правительство может назначать председателя Нацкомфинуслуг. «Мнение о праве Кабинета министров на назначение председателя комиссии, закрепленное в действующей редакции Конституции, является ошибочным, так как согласно п. п. 9‑2 ст. 116 Конституции (с изменениями от 21 февраля 2014 г.), Кабмин назначает и увольняет с должностей по представлению премьер-министра руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета министров. Однако Нацкомфинуслуг таким органом не является. Исходя из положений ст. 23 закона «О финансовых услугах» и п. 1 положения о Нацкомфинуслуг, регулятор является государственным коллегиальным органом, который подчиняется президенту и подотчетен Верховной Раде», — считает партнер юридической компании «А. С. А. Груп» Евгений Артюхов.
Участники рынка, в отличие от юристов, более лояльны к новым назначениям. Они официально поддерживают обоих, но категорически против нынешнего двоевластия в Нацкомфинуслуг. Неофициально многие признаются, что сейчас им приходится встречаться параллельно с двумя руководителями комиссии и вносить одинаковые предложения. Это постепенно формирует на рынке два лагеря — приверженцев Полякова и Волкова.
«Все это очень плохо. Бардак на рынке будет усиливаться», — уверен председатель правления СК «Княжа» Дмитрий Грицута. В нынешнее тяжелое время критически важно, чтобы у рынка был один сильный регулятор, который поможет преодолеть кризис, полагает предправления СК «Альфа Страхование» Яцек Мейзнер.
Большинство винят в сложившейся ситуации правительство и лично премьер-министра. «Премьер-министр может, но почему‑то не спешит подписывать распоряжение о назначении руководителя одного из ключевых органов страны», — недоумевает Явтушенко. «С начала марта мы пытаемся договориться о встрече с премьером, направили ряд предложений, в том числе и по очищению страхового рынка от схем, которые помогают выводить средства из экономики, — признается генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. — Но наши потуги остаются пока без ответа».