Британец Ричард Айоади известен в узком кругу любителей английских эксцентричных комедийных сериалов как Мосс из «Компьютерщиков». Однако телевидением он себя не ограничивает. Набив руку на видеоклипах, этот очкарик с запоминающейся внешностью взялся за режиссуру большого метра. В 2010 году он дебютировал с «Субмариной» — симпатичной комедией о жизни подростка со сложным характером. А 17 апреля в украинский прокат выходит второй фильм Айоади — «Двойник». И эта сюрреалистическая черная комедия по одноименной повести Федора Достоевского не оставляет сомнений: звезда «Компьютерщиков» превратился в серьезного режиссера.
Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг, «Социальная сеть», «Иллюзия обмана») последние семь лет работает системным аналитиком и вроде бы занимается полезным проектом, но начальство его упорно не замечает. Да что там начальство — даже охранник, с которым Саймон дважды в день сталкивается на проходной, не может запомнить его имени. Официантки ему хамят, секретарши ругают, даже родная мать, умирая, не удостаивает его приглашения на похороны. Он постоянно заискивает и извиняется, при этом попадая в идиотские ситуации — то портфель у него застрянет в дверях поезда метро, то лифт сломается в самый неподходящий момент. И когда герою кажется, что хуже уже некуда, в его жизни появляется Джеймс Саймон — внешне точная копия самого Саймона, но по характеру — полная противоположность. Поначалу двойники дружат, но со временем Саймон замечает, что Джеймс крадет его слова и мысли, а также приписывает себе его заслуги. Последней каплей стал роман двойника с Ханной (Миа Васиковска, «Стокер», «Алиса в стране чудес»), на которую Саймон давно положил глаз, но боялся лишний раз подойти. И тогда он выдумывает хитрый план, как избавиться от злого близнеца.
Кроме повести Достоевского о страдающем раздвоением личности титулярном советнике Якове Голядкине, Ричард Айоади вдохновлялся также произведениями Франца Кафки и Джорджа Оруэлла. Офис, в котором работают герои, выглядит как бюрократический кошмар с тоталитарным боссом по кличке Капитан во главе. Декорации, выдержанные в духе ретрофутуризма, со всеми этими громоздкими мониторами, винтажными телефонами, занимающими половину комнаты копировальными машинами, напоминают дизайнерские эксперименты французского режиссера Мишеля Гондри. И создают пугающую атмосферу в духе психологических хорроров американца Дэвида Линча. Есть отсылки и к киноклассике: Саймон наблюдает за соседями в подзорную трубу точно как главный герой хичкоковского «Окна во двор».
Многочисленные цитаты Айоади разбавляет парочкой неврастенических шуток: «Чтобы заполучить женщину, нужно обнять ее чуть ниже талии: так она ощутит заботу и одновременно почувствует, что ты можешь в любой момент столкнуть ее с лестницы», — поучает Джеймс своего стеснительного близнеца. «Двойник» то и дело из драмы превращается в черную комедию и наоборот, чем постоянно сбивает зрителя с толку. Но из этой запутанной смеси Айоади ухитряется сделать простой и вполне однозначный вывод: для достижения внутренней целостности хороши все средства, даже самые кровавые.
В том же духе