Хорошо быть здоровым. В любом возрасте и в любой стране. Но в Украине быть здоровым или как минимум не иметь хронических заболеваний — это гарантия того, что ты проживешь на энное количество лет больше, чем среднестатистический житель. Гарантия того, что тебя не залечат до смерти, потому что уровень современной отечественной медицины уже давно оставляет желать лучшего. Теперь у не самой здоровой нации появилась еще одна напасть — стремительно растущие цены на медицинские препараты.
Введение налога на добавленную стоимость на лекарства по ставке 7 % привело к какому‑то безумному соревнованию — кто быстрее заменит ценники на лекарства в аптеках. Думаю, фармацевты и министр финансов Александр Шлапак живут сегодня в разных реальностях. У Шлапака налог к росту цен привести не должен. Но нам, простым гражданам, приходится прозябать в другой реальности, где стоимость лекарств уже подскочила на 30‑40 % и продолжается ценовой бардак. Дефицит импортных препаратов нам грозит через месяц. А ведь они составляют 70 % аптечной корзины.
Эксперты фармацевтического рынка говорят, что подорожание ударит по карманам сотен тысяч украинцев. Но они ошибаются. Это не сотни тысяч, это миллионы граждан. Доказать это несложно. Более половины наших соотечественников (23 млн человек) имеют сердечно-сосудистые заболевания. Показатель смертности среди таких больных один из самых высоких в мире— 64 %. Треть страдают от гипертонии. Число онкобольных за последние 10 лет выросло на 25 %. Каждый двадцатый пациент с таким диагнозом отказывается от лечения, поскольку у него нет денег. В Украине 1 млн больных сахарным диабетом и около 2 млн — со скрытой формой заболевания. По данным Киевского международного института социологии, из 1000 опрошенных украинцев 88 % имеют те или иные проблемы со здоровьем. Теперь о подрастающем поколении. Лишь 1 % украинских детей абсолютно здоровы. 18 % имеют по четыре хронических заболевания и почти 15 % — пять и больше.
По данным Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, ежегодно украинцы тратят на лекарства 32 млрд гривен личных денег — 90 % расходов на лечение в целом по стране. Государство закупает препаратов на 4 млрд гривен. За остальное в госклиниках платит пациент. У нас нет никаких компенсаций расходов хотя бы для малообеспеченных категорий населения. К примеру, в Ирландии пенсионеры имеют право не только на льготы при покупке лекарств, но и на бесплатные сложнейшие операции. И чем старше пациент, тем больше льгот.
Кто‑то из правительства задумывался над тем, что чрезмерное высокие цены на лекарства теперь автоматически означают для многих смерть? Кто‑то заикнулся об установлении ценовых лимитов хотя бы на те лекарства, которые поддерживают и продлевают людям жизнь? Нет? Тогда, господа, это геноцид против собственного народа.