Сегодня в ограниченный прокат выходит альманах украинских короткометражных фильмов, в который вошли семь новых работ молодых режиссеров. От предыдущих попыток продвижения украинского короткого метра через кинотеатры «Українська нова хвиля» отличается тем, что предполагает продолжение. Инициатор проекта — Национальный центр им. А. Довженко — обещает организовывать новые показы регулярно, по мере появления новых лент.
Хотя в пресс-релизе заявлено, что все семь фильмов из сборника сняты «при содействии или по заказу» Государственного агентства по вопросам кино, как минимум два из них — «Борода» и «Гамбург» — придуманы задолго до появления заказа и появились в рамках независимого от каких‑либо структур проекта «Украина, гудбай», запущенного несколько лет назад. Некоторые фильмы премьерного сборника уже были отмечены призами международных фестивалей. Короткометражка Руслана Батицкого «Уроки української» в этом году участвовала в каннском Short Film Corner. На «Молодости» было отмечено целых три ленты альманаха: «День независимости» получил первое место, а «Гамбург» Владимира Тихого и «Між двадцятою та опівночі» Дениса Сполитака отмечены дипломами. «Борода» Дмитрия Сухолиткого-Собчука получила главный приз за лучший сценарий на фестивале короткого метра «Відкрита ніч». И хотя тематика и стилистика работ очень разнится, объединяет их острая социальность и личность героев.
По словам Владимира Тихого, одного из создателей «Украина, гудбай», герой нашего времени — это человек, для которого успех не главное в жизни. В связи с этим председатель Национального союза кинематографистов Сергей Трымбач заметил, что новое украинское кино позволяет увидеть лицо поколения. Так же было в 1980‑е годы, когда появились «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна и «Парад планет» Вадима Абдрашитова — это была иная формация режиссеров с другим мировоззрением и киноэстетикой.
Новое поколение украинского кино вызывает оторопь у старой гвардии. Вместо поэтики — уродливая действительность, вместо литературного языка — суржик и мат. Реальность жизни вошла в реальность киношную. В Европе этот процесс протекал еще в 1950‑е годы, мы же пока стоим лишь в начале пути.
Современный короткий метр — это некая территория правды, на которой жизнь показана без бантиков и спецэффектов в противовес телевизионному «мылу». И пока по телевизору плачут богатые, в коротком метре бедные ржут и пьют дешевое пиво на детских площадках в ободранных спальных районах. Можно сколько угодно ругать новую украинскую волну, но она бесспорно освежает затхлый воздух в нашей киносреде. Правда, этот свежий ветер несколько отдает помойкой, но в том, что вокруг довольно грязно, уж точно не его вина.