Вчера Служба безопасности (СБУ) заявила о возобновлении Антитеррористической операции (АТО) в юго-восточных регионах страны. Спустя десять дней с начала мероприятия ожидаемых результатов силовикам достичь не удалось, поэтому в ближайшее время операция будет проходить в формате локализации конфликта в регионе.
Несвоевременное объявление
Во вторник пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко в ходе брифинга уточнила, что активная фаза АТО была приостановлена в связи с праздниками и подписанными в Женеве четырехсторонними договоренностями, которые предусматривали деэскалацию насилия. По словам Остапенко, предоставление возможности наблюдателям Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) работать в регионе на сегодня приоритетнее военных действий. «И особое внимание уделяется тому, чтобы обеспечить периметр безопасности в этих регионах, чтобы эта эскалация насилия не перешла на другие области Украины», — сказала Остапенко. При этом она не смогла сообщить «Капиталу», сколько правонарушителей было задержано в ходе проведения АТО, сославшись на отсутствие общей статистики с МВД и Государственной пограничной службой.
Решение о проведение АТО в Донецкой области было принято на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) 13 апреля в ответ на вооруженный захват зданий СБУ, МВД в Славянске и административных зданий в Донецке, Макеевке и Енакиево. Исполняющий обязанности президента Александр Турчинов ввел в действие решение СНБО на следующий день.
Источник «Капитала» в аппарате главы СБУ рассказал, что заявление о возобновление АТО вряд ли приведет к активизации силовиков на востоке. По его словам, изначально Антитеррористический центр, который руководил операцией, стал заложником политического решения руководства страны, которое не пошло на введение в регионе чрезвычайного положения, что сделало невозможным законно использовать в операции Вооруженные силы. «Еще одна проблема в том, что к началу мероприятия все силовые ведомства функционально не были готовы. Спецназ «Альфа» СБУ не может работать без содействия правоохранительных органов. На востоке нет диалога с местными силовиками, а Национальная гвардия, откровенно говоря, пока не готова для участия в таких операциях», — говорит собеседник.
Информацию об отсутствии сотрудничества с правоохранительными органами Донецкой области вчера подтвердил заместитель начальника главного командного центра ВСУ Александр Розмазнин.
Изначально Антитеррористический центр стал заложником политического решения руководства страны, которое не пошло на введение в регионе чрезвычайного положения, что сделало невозможным законно использовать в операции Вооруженные силы
«Я не уполномочен это комментировать, но факт остается фактом: нашим частям в некоторых районах не помогают», — сказал в ходе брифинга Розмазнин.
Источник «Капитала» в аппарате главы СБУ прогнозирует, что АТО в ближайшее время сведется к патрулированию и охране стратегических объектов в городах силами ВСУ. Как рассказал «Капиталу» руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук, сейчас АТО находится в стадии стабилизационной операции, которая подразумевает блокирование населенных пунктов армией. По его словам, военнослужащие имеют хороший опыт подобных операций, полученный во время выполнения задач в международных миротворческих миссиях.
Амнистия по‑майдановски
Вчера Кабинет министров обнародовал текст законопроекта об амнистии участников политических заключенных и участников протестов. Документ был зарегистрирован в аппарате Верховной Рады 18 апреля, на следующий день после подписания в Женеве четырех сторонних соглашений между США, Евросоюзом, Украиной и Россией по деэскалации напряженности в Восточном регионе.
Согласно тексту документа, от уголовной ответственности освобождаются участники акций гражданского противостояния в период с 22 февраля 2014 г. по день вступления закона в силу. Для применения амнистии участники акций протестов обязаны в течение трех дней с даты вступления закона в действие добровольно сдать оружие, боеприпасы, захваченную военную технику. Кроме того необходимо освободить все занятые или захваченные административные здания органов власти.
Закон вступает в силу на следующие день после его опубликования, но вводится в действие после сообщения Генеральной прокуратуры на своем официальном сайте о фактическом исполнении протестующими всех необходимых условий. Если сообщение Генпрокуратуры не будет опубликовано в течение трех дней — закон теряет свое действие.
Напомним, аналогичный по содержанию закон был принят Верховной Радой 29 января текущего года. Его действие было применено бывшим Генпрокурором Виктором Пшонкой для реабилитации двух тысяч демонстрантов.
Заместитель председателя парламентской фракции «Батьківщина» Дмитрий Шлемко пояснил «Капиталу», что законопроект продублирован с целью предоставить одинаковые условия для протестующих на Евромайдане в Киеве и восточных областях. «Решение о принятии законопроекта Радой будет политическим, но нам нужно четко в документе разграничить, чтобы под него не попали те, кто призывал к расколу страны и сепаратизму», — сказал он.
Отметим, в на переговорах в Женеве 17 апреля Украина пообещала амнистию всем протестующим кроме тех, кто совершил тяжкие преступления.