Все структурные подразделения «Укрзалізниці», а также предприятия, которыми она управляет, переведут на комплексное обслуживание в Ощадбанк. В пресс-службе госкомпании заявили, что делается это для более эффективного использования финансовых ресурсов и защиты всех банковских операций компании. Как заявили «Капиталу» в аппарате Кабинета министров, вслед за «Укрзалізницею», правительство также планирует рассмотреть перевод в три государственных банка — Укрэксимбанк, Ощадбанк и Укргазбанк — всех активов других естественных монополистов: НАК «Нафтогаз України», «Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом», Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор»), а также счета муниципалитетов.
Разрыв отношений
Перевод «Укрзалізниці» на обслуживание в Ощадбанк станет пилотным проектом правительства по концентрации финансов госкорпораций в одном госфинучреждении. До недавнего времени все шесть железных дорог, которыми управляет «Укрзалізниця», обслуживались в Экспресс-Банке. Около 9,5 % его акций принадлежит самому железнодорожному монополисту. Основной акционер банка — компания «Экспрессинвест», которой принадлежит 78,8 % акций финучреждения. Сам же банк с активами 1,263 млрд грн занимает 71‑ю позицию среди 180 финучреждений страны.
В 2006 г. «Укрзалізниця» намеревалась сменить банковского партнера. Предполагалось, что им может стать ПриватБанк. В Экспресс-Банке тогда заявили, что уход от них «Укрзалізниці» обернется потерей нескольких тысяч клиентов в лице сотрудников железных дорог, которые обслуживаются в банке (зарплатные проекты и кредиты). И сейчас потери будут не менее болезненными — на конец прошлого года в структурах «Укрзалізниці» работало свыше 363 тыс. человек. Вчера в головном офисе Экспресс-Банка, сославшись на отсутствие пресс-секретаря, не смогли прокомментировать решение «Укрзалізниці». Но представитель финучреждения, пожелавший остаться неназванным, заявил, что пока «Укрзалізниця» продолжает обслуживаться в банке и свои активы не выводит.
Ощадбанк уже проявлял свою заинтересованность в эксклюзивном обслуживании «Укрзалізниці». В 2006 г. госбанк предлагал предприятию корпоративный пакет, предусматривающий льготные ипотечные и потребительские кредиты для сотрудников госкомпании. Но ее руководство в итоге приняло решение продолжить работу с Экспресс-Банком. Любопытно, что через полтора года после этого Кабмин назначил председателя Экспресс-банка одним из заместителей руководителя железной дороги.
В 2009 г. в Министерстве транспорта и связи снова поднимали вопрос о прекращении отношений с банком. Тогдашний министр Иосиф Винский предлагал продать все акции Экспресс-банка, принадлежащие «Укрзалізниці» и приобрести новый банк под нужды отрасли.
Государственный приоритет
В прошлом году в Министерстве финансов также говорили о необходимости переориентировать госструктуры на обслуживание в государственных банках. В частности, предлагалось перевести все зарплатные проекты бюджетной сферы из коммерческих финучреждений в банки с уставным капиталом более 10 млрд грн и государственной долей в собственности не менее 75 %. Таким критериям соответствовали лишь три финучреждения — Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк. Аналогичные требования в Минфине предлагали ввести для банков, в которых муниципалитеты смогут размещать временно свободные бюджетные средства на депозитные счета. Тогда в банковском сообществе критически восприняли инициативу Минфина, и с вводом норм в действие повременили.
Опрошенные вчера «Капиталом» эксперты считают, что решение нового руководства «Укрзалізниці» сменить банк-партнер выглядит вполне логичным. «В связи с возросшими банковскими рисками, спровоцированными общей ситуацией в экономике и политике, государственные предприятия, от банковских расчетов которых зависят в прямом смысле миллионы людей, не могут подвергаться рискам, таким, например, как приостановка платежей в связи с проблемами ликвидности», — считает член Совета Национального банка Юрий Полунеев. По его мнению, что бы не произошло, Ощадбанк не остановит свою деятельность и всегда сможет воспользоваться поддержкой Нацбанка и правительства. Кроме того, как отметил председатель набсовета Украинского кредитно-банковского союза Ярослав Колесник, «Укрзалізниця» вправе сама выбирать, с каким финучреждением ей более выгодно сотрудничать, поэтому в смене банка нет ничего крамольного. «Интересы «Укрзалізниці» с точки зрения финансовых инструментов и объемов достаточно существенны. Банк выбирают исходя из набора его услуг и возможностей, а также оценки риска. Госкомпании и государство должны обеспечить минимальные риски», — убежден Колесник. Интересно, что Международный валютный фонд ранее негативно реагировал на подобные инициативы со стороны Кабмина, так как предоставление дополнительных админпривилегий способствовало экономической дискриминации коммерческих банков. Однако Полунеев считает, что в сложившихся сегодня условиях международные финансовые организации не станут возражать против такого решения.