На этой неделе Барак Обама будет принимать Си Цзиньпина на курорте Ранчо-Мираж в Калифорнии. Впервые за сто лет можно поспорить, кто из двух президентов важнее — американский или китайский. Обаме осталось меньше четырех лет на посту, в то время как предполагаемый десятилетний срок Си только начался. Ко времени его ухода Китай может стать крупнейшей в мире экономикой.
Между США и Китаем существуют разногласия по ряду вопросов, от Ирана и Северной Кореи до кибервойны и масштабов американского присутствия в Тихоокеанском регионе. Пессимисты говорят о реальной опасности войны в случае столкновения интересов двух сил. Опорный план Вашингтона в виде «отгораживания» от Китая выглядит как тупое сдерживание. Как недавно писал высокопоставленный дипломат Хэ Яфэй, существует некоторый «дефицит доверия» между сторонами.
Однако все не так плохо, как представляется пессимистам. Вне военной сферы страны ведут диалог по широкому спектру вопросов. Что, как минимум, дает возможность укрепить доверие и постепенно двигаться к тому, что станет новым мировым порядком.
Обама и Си должны начать с попытки построить личные отношения. С западной точки зрения, с харизматичным Си проще поладить, чем с его предшественником, деревянным и непроницаемым Ху Цзиньтао.
Что внушает еще большие надежды — есть робкие признаки того, что Си лучше осознает ответственность, связанную с властью. Он проявил чуть больше желания привести Пхеньян к повиновению, а его правительство изъявляет большую готовность участвовать в решении проблем, связанных с обузданием изменений климата. США должны признать, там, где это похоже на правду, успехи Китая. Скажем, Пекин позволил своей валюте значительно подняться относительно доллара.
В других сферах Вашингтону уступить сложнее. Он, например, не может молчать о вопиющих нарушениях прав человека или бросить союзников в Тихоокеанском регионе.
Область, в которой возможен прогресс, — кибершпионаж. Было бы неплохо заключить соглашение о проведении регулярных переговоров на высоком уровне по поводу проблемы хакерства. Можно начать с «договоренности о невредительстве», например, пообещав прекратить атаки на энергосистемы друг друга. Это будет маленьким шагом к укреплению доверия. Но это будет начало.