Ежегодно украинцы тратят на продукцию американской компании Apple, как ввезенной официально, так и контрабандной, $ 300‑400 млн. Такие данные сообщил руководитель проекта iStudio (сеть монобрендовых магазинов Apple, авторизованный продавец) Сергей Горлов. Директор по маркетингу сети «Цитрус» Виктор Шолошенко говорит, что без учета аксессуаров и интернет-продаж объем рынка достигает ныне $ 250 млн. Представитель компании ERC, единственного дистрибьютора и представителя интересов Apple в Украине, не стал комментировать это заявление.
Серый рынок двигают iPhone и iPad
Оценки разных игроков сильно отличаются из‑за отсутствия точных данных о сером импорте. Однако согласно подсчетам участников рынка и расчетам «Капитала», нелегально ввезенная в страну техника составляет не менее 50 % продаж всей продукции Apple в Украине, что в разы больше, чем у других компаний.
Как объяснил менеджер по продаже продукции Apple компании ERC Евгений Панкратенко, к серой продукции относится все, что было произведено не для той страны, в которой продается.
Таже если поставщик уплатил все пошлины при ввозе продукции на территорию Украины и «чист» перед законом, для Apple он все равно «нелегал». Техника, поставляемая по неофициальным каналам, не обслуживается по гарантии производителя и часто не адаптирована. «К примеру, на латинскую клавиатуру наклеиваются кириллические буквы, в итоге некорректно работает подсветка», — рассказывает Панкратенко. С локализацией мобильных устройств проблем нет — они одинаковы для всех рынков, поэтому чаще всего и становятся предметами контрабанды, рассказал представитель одного из дилеров Apple.
Официально технику Apple в страну завозит ERC, а продается она как через монобрендовые магазины, торгующие только техникой американской компании, так и многопрофильные магазины электроники, такие как Comfy или «Фокстрот». Однако в Украине есть множество небольших магазинов электроники, а также интернет-магазинов, торгующих техникой Apple, поступающей в страну в обход ERC.
По словам директора интернет-магазина Macsimum.com.ua Владислава Лишафая, основным драйвером «серого» рынка является смартфон iPhone, который в Украине официально не продается ни через ERC, ни через операторов сотовой связи или розничные сети, как в других странах. По данным заместителя директора украинского государственного центра радиочастот Владимира Кириченко, в сетях мобильных операторов к середине мая было зарегистрировано 146 тыс. смартфонов только последней модели — iPhone 5. В продаже она, напомним, появилась в октябре 2012 г. То есть при минимальной стоимости устройства в $ 700 только за последние восемь месяцев в стране было нелегально продано этих устройств не менее чем на $ 100 млн — и это без учета смартфонов предыдущих поколений.
На втором месте по популярности у «серых» продавцов — планшеты iPad, поставки которых продиктованы высоким спросом: официальная стоимость устройств значительно выше цен, предлагаемых «серыми» поставщиками. К примеру, модель iPad Retina c 4G, Wi-Fi и 128 Гб памяти на борту в магазинах авторизованных продавцов стоит около 10 тыс. грн. У неофициальных поставщиков этот планшет можно купить за 7,5 тыс. грн. По данным оператора МТС, в 2012 г. только в его сети количество устройств на iOS (и iPad, и iPhone) выросло на 186 тыс.
Политика Apple стимулирует
контрабанду
По подсчетам Горлова, около 55 % всей техники Apple поступает в Украину по «серым» каналам. Руководитель компании iLand Юрий Власюк говорит, что неофициальные продажи могут быть еще выше — до 75 %. Аналитик IDC Владимир Васылык соглашается, что огромная часть продукции Apple приходит в Украину по «серым» каналам, однако точную оценку он дать не смог. «Могу только сказать, что официально в сегменте компьютеров и ноутбуков доля Apple очень мала и кардинально не меняется», — отметил он.
Опрошенные «Капиталом» вендоры называют показатели «серого» импорта Apple «катастрофически большими»: для других ІТ-брендов неофициальные поставки не превышают 10 %. У ближайших конкурентов американской корпорации — компаний LG, Samsung, Sony — есть представительства в Украине, которые пытаются контролировать импорт собственными силами. Так в 2009 г. объем «серого» импорта бытовой техники и электроники в Украине, по оценкам вендоров, составлял 50 % от всех продаж. Существенно уменьшить «серый» импорт удалось благодаря прямым поставкам, которые компании организовали в 2010 г. «Конечно, мы допускаем возможность существования «серых» товаров, но это явно единичные случаи и, скорее всего, единичным пользователям под заказ», — рассказал менеджер по работе с партнерами Dell в Украине Алексей Кононский.
В случае с Apple объем «серого» импорта зависит от ценовой политики самой компании и условий ее единственного дистрибьютора, уверен Шолошенко. «Чтобы у поставщиков пропало желание завозить технику из других стран, в Украине она должна стоить не дороже, чем за границей», — говорит он. Сейчас разница между официальными украинскими и, к примеру, американскими ценами аналогичных продуктов достигает нескольких тысяч гривен. Лишафай добавляет, что украинские продавцы заинтересованы в прямых поставках смартфонов от самой Apple. Но требования, которые та выставляет взамен, пока невыполнимы: дистрибьютор должен обеспечивать продажи 2‑3 млн iPhone в год, что в денежном выражении составляет около $ 1,5 млрд. Для Украины такие объемы очень велики: по оценке IDC, весь местный рынок компьютерной техники, включая продажи смартфонов и планшетов, составляет лишь $ 2,4 млрд.