18 мая в музее Fondation Beyeler откроется масштабная ретроспектива Герхарда Рихтера. Расположенный в пригороде Базеля арт-центр станет первой в Швейцарии площадкой, где пройдет столь крупная экспозиция немецкого художника. Кроме того, нынешняя выставка впервые в мире представит работы всех основных творческих периодов мастера начиная с 1966 года, когда он только начал завоевывать статус международной арт-звезды. Всего в Базеле покажут почти сотню живописных полотен Рихтера, две скульптуры из стекла, 64 картины, написанные поверх фотографий, а также несколько совсем свежих работ, которые ранее нигде не выставлялись.
Собрать в одну экспозицию знаковые произведения, иллюстрирующие все периоды творчества, — задача не из легких. За почти 60 лет карьеры 82‑летний художник, который является одним из самых дорогих из ныне живущих авторов (в мае прошлого года его полотно «Соборная площадь. Милан» было продано за $ 37,1 млн на нью-йоркских торгах Sotheby’s, и перебить этот аукционный рекорд смог только американец Джефф Кунс со своей скульптурой «Собака из воздушных шариков», проданной в ноябре за $ 58 млн), менял творческую манеру до неузнаваемости десяток раз.
Рихтер, без чьих работ сейчас не обходятся ни одни крупные международные торги современным искусством, начинал с увлечения фотографией. Он снимал сам или брал кадры из газет и журналов, проецировал их на холст и создавал живописные произведения. Чтобы уйти от преувеличенного реализма, художник изобрел особую манеру: с помощью мягкой кисти или специальной насадки из жесткой резины добивался эффекта размытости изображения. Этот прием он использовал во всех своих реалистичных натюрмортах, пейзажах и портретах, в том числе в знаменитой серии «18 октября, 1977». В этот день трое членов немецкой террористической организации Red Army Faction были обнаружены мертвыми в своих тюремных камерах, и Рихтер создал 15 произведений об этом событии. Полотна, написанные по мотивам фотографий из прессы и полицейских архивов, выдержаны в черно-белой гамме, однако стали одним из самых ярких антитеррористических высказываний в истории искусства. Картины приедут в Базель из нью-йоркского МоМА.
В конце 1960‑х Рихтер активно занялся абстрактной живописью. Первой знаменитой серией стали работы с общим названием «Серый» — монохромные полотна, исследующие фактуру краски, которую художник накладывал кистями и шпателями разной формы. Затем он принялся изучать цвет — в результате появились картины, изображающие множество цветных прямоугольников и напоминающие таблицы. А также «Абстрактные картины» и полотна, носящие названия месяцев («Январь», «Декабрь») и фамилии композиторов («Бах», «Кейдж»), в которых вновь можно увидеть любимое Рихтером размытое изображение. Иногда отходя от живописи, художник переключался на графику и скульптуру. В первом случае его главными работами являются рисунки на фотографиях, сделанных собственноручно или позаимствованных из газет и журналов. Для экспериментов со скульптурой Рихтер, всегда интересовавшийся архитектурой, выбрал стекло.
Внушительную ретроспективу для базельского музея собрал один из лучших европейских кураторов Ханс Ульрих Обрист. С немецким художником он сотрудничает последние 25 лет — собственно, всю свою карьеру, поэтому в музее рассудили: если у кого и получится провести зрителя через изменчивое творчество Рихтера, то только у Обриста. Удалось ли куратору справиться с задачей, можно узнать до 7 сентября.