«Мы прекратили импорт автомобилей, которые попадают под действие спецпошлин», — заявил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. По его словам, на членов этого объединения приходится примерно 95 % импорта автомобилей в Украину. Назаренко отметил, что автодилеры ввозят в нашу страну машины, которые не попадают под действие пошлин. C 13 апреля 2013 г. импорт машин с бензиновыми двигателями объемом от 1,0 до 2,2 л облагается дополнительным сбором в размере 6‑13 % от стоимости авто.
Своими действиями ВААИД пытается убедить чиновников отказаться от введенных спецпошлин, мотивируя падением поступлений в госбюджет от растаможивания импортных автомобилей. «Такую практику мы уже проходили в 2009 г., когда была введена специальная 13 %-ная надбавка к импортным пошлинам на автомобили, — вспоминает Олег Назаренко. — Прошло два-три месяца, импорта нет, поступлений в госбюджет нет. И меня пригласил к себе занимавший тогда должность первого вице-премьер-министра Александр Турчинов и сразу с порога спросил, что надо сделать, чтобы мы начали импортировать автомобили. Я ответил: отмените пошлину и будем импортировать. Вот мы сейчас действуем такими же методами».
По приблизительным подсчетам Назаренко, от прекращения импорта автомобилей госбюджет потерял более $ 140 млн.
Не все готовы отказаться
от импорта
На самом деле до полного блокирования импорта, как выяснил «Капитал», рынку еще далеко. Директор консалтинговой компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий утверждает, что компании, которые не входят в ВААИД, продолжают ввоз автомобилей в нашу страну. Например, корпорация «УкрАВТО» завозит одни из самых продаваемых моделей — KIA, Chevrolet и Opel.
Члены ассоциации тоже продолжают работать. «Мы поставляем автомобили, так как они заказаны клиентами и их с нетерпением ждут», — сообщил «Капиталу» директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак. Но он также подтвердил, что объем поставок снизился, поскольку с мая автодилеры ожидают падения рынка.
Игроки рынка планируют переложить спецпошлины на плечи конечного потребителя. Угроза подорожания автомобилей подхлестнула спрос. Продажи новых машин в апреле нынешнего года установили посткризисный рекорд — 26 тыс. шт., что на 35 % больше, чем в марте 2013 г., и на 33 % больше по сравнению с апрелем 2012 г. В прошлом году, по данным AUTO-Consulting, в Украине было продано 217,6 тыс. автомобилей, что на 1,38 % меньше, чем в 2011 г.
Дизельные авто начнут вытеснять бензиновые
Если чиновники не пойдут навстречу ВААИД, на автомобильном рынке Украины произойдут существенные перемены. «В новых реалиях мы ожидаем дальнейшего роста продаж дизельных автомобилей, поэтому увеличили заказы на их производство и уменьшили для бензиновых версий», — отметил Лоик Сибрак. По его информации, несколько лет назад легковые модели с дизелем занимали около 10 % рынка, по итогам 2012 г. этот показатель достигал 17 %, а сегодня на долю таких авто приходится 18 % от общего объема рынка.
В новых условиях можно ожидать изменения структуры рынка в бюджетном сегменте. «Во-первых, увеличится доля моделей с дизельными двигателями; во‑вторых, повысятся продажи и рост рыночной доли автомобилей китайских марок Great Wall, Geely, Cheri, BYD», — полагает эксперт автомобильного рынка Денис Лось. Преимущество автомобилей КНР — в их дешевизне по сравнению с конкурентами из Европы, Японии и Южной Кореи.
Кроме того, по мнению Олега Назаренко, действие спецпошлин приведет к росту доли вторичного сегмента на автомобильном рынке, а также увеличению поставок машин по серым схемам. Сегодня теневой рынок занимает, по разным оценкам, около 8‑10 %.