Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг начала формировать три неофициальных списка страховых компаний: белый, серый и черный. Об этом «Капиталу» рассказал источник в комиссии, пожелавший остаться неназванным.
В белый список включены страховщики, к которым у регулятора не возникает никаких вопросов. По данным источника, таких сегодня не более 20. «Эти компании будут оперативно получать все разрешения, которые им потребуются от регулятора. А количество их проверок сократится до одного раза в год или даже в три года», — сообщили в Нацкомфинуслуг.
Фигурантами серого списка стали свыше 80 % игроков. По данным Нацкомфинуслуг, на конец 2013 г. в Украине было зарегистрировано 407 страховых компаний. Серым страховщикам регулятор намерен помогать в решать проблемы, чтобы они могли перейти в белый список.
Черная метка
Сколько именно профучастников попало в черный список, неизвестно. Но эти компании, по словам источника в комиссии, не ведут классической страховой деятельности, а участвуют в минимизации налогообложения и выводе средств из экономики страны. Поэтому уже до конца года они должны будут покинуть страховой рынок.
«Мы начали серьезную борьбу со схемами, планируем проводить ее вместе с налоговой, но пока рано говорить о способах и результатах», — сообщил «Капиталу» и. о. председателя Нацкомфинуслуг Максим Поляков.
По оценкам страховщиков, в черный список может войти до 50 игроков. «По нашим данным, приблизительно столько компаний собирают огромные премии по низкорисковым видам страхования и свыше 90 % собранного отдают в перестрахование», — говорит заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов. Главное свидетельство их «схемности», по словам экспертов, — отсутствие рекламы и известности среди населения и предприятий, но при этом способность собрать огромные премии. Они также не входят в объединения страховщиков и перестраховщиков и практически не делают выплат, отправляя премии в перестрахование. Можно сказать, что таким критериям соответствуют компании «Профессионал», «Прогресс-Фонд», «Впевненість-Безпека», «Авангард», «Прогресс», «Велика страхова компанія», «Цитадель», «Поділля», «Акцент», «Евросибинвест». По данным «Капитала», каждая из этих компаний собрала в первом полугодии 2013‑го свыше 100 млн грн премий, передав в перестрахование львиную долю этих средств.
«Но если у страховщика есть лицензия и он формально не нарушает существующих норм, то его нельзя обвинить в незаконной деятельности. Виновато государство, у которого несовершенные законы», — считает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
Цветопередача
Председатель Нацкомфинуслуг Андрей Волков, который по‑прежнему не может попасть на свое рабочее место, скептически отнесся к идее распределять игроков по «цветовому» признаку. «Я не могу комментировать процесс, так как не участвую в нем. Но считаю, что регулятор должен определять страховщиков, к примеру, по финансовым показателям, их доле на рынке, клиентскому портфелю, качеству резервов, уровню выплат. И больше внимания уделять крупным, влияющим на рынок компаниям», — подчеркнул он. А что касается «схемотворчества» страховщиков, по словам Волкова, этим должны заниматься налоговые органы, подключая к работе Нацкомфинуслуг.
Страховой рынок тоже с опасением отнесся к инициативе комиссии. Главный страх — возврат к коррупционным методам работы регулятора с рынком. «Борьбу со схемами мы поддерживаем, но хотелось бы, чтобы сам процесс был прозрачным, зачисление компаний в тот или иной список проводилось в открытом доступе, а Нацкомфинуслуг предоставила обществу программу работы с компаниями из каждого списка» — указывает генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Билошицкая.
«Без системного подхода, без изменений в нормативных актах это может создать очередной канал для злоупотребления чиновников», — предостерегает Черняховский. У регулятора есть законные методы влияния на рынок: лицензирование, предписания, введение временных администраций. «Все, что выходит за эти рамки, противоречит закону», — добавил Залетов.
По мнению экспертов, чтобы избавить рынок от «схемщиков», проще было бы вернуться к редакции Налогового кодекса 2012 г., в котором внутреннее перестрахование облагается 3 %-м налогом. Благодаря введению такого налога объемы внутреннего перестрахования, с помощью которого чаще всего выводят деньги из экономики, снизились с почти 5 млрд грн в 2011 г. до 1,2 млрд грн в 2012 г. А после отмены этого сбора в прошлом году показатели выросли в шесть раз — до 7,1 млрд грн. «С начала года мы несколько раз обращались к комиссии и правительству с просьбой внести изменения в Налоговый кодекс, но ответа так и не получили», — констатирует генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.