Фінанси

госрегулирование

Государство хочет отменить ограничения по объему займов для госведомств

Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) разработала законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о выпуске облигаций главными распорядителями бюджетных средств», текстом которого располагает «Капитал». Документом предлагается отменить ограничения по выпуску бондов распорядителями бюджетных средств. Среди них Государственное агентство автомобильных дорог Украины, Государственная авиационная служба Украины, Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины и другие.
Согласно законопроекту, объемы займов компаний, которые управляются ведомствами, будут определяться исключительно бюджетом Украины на соответствующий год. По действующему законодательству все предприятия могут выпускать бонды на сумму, которая не превышает трехкратного размера их собственного капитала.
Рассматриваемый законопроект был разработан Нацкомиссией по поручению первого вице-премьера Украины Сергея Арбузова, чтобы стимулировать использование госкомпаниями такого инструмента как облигационные займы, рассказал «Капиталу» директор департамента анализа, стратегии и развития законодательства НКЦБФР Максим Либанов. Представители Кабинета министров и Минфина отказались прокомментировать «Капиталу» причины необходимости нового регулирования.
Дорогие дороги
По словам источника «Капитала» в Кабинете министров Украины, предполагаемые изменения разрабатывались специально под госкомпании, которым остро необходимо финансирование. Одной из таких является компания «Автомобильные дороги Украины», принадлежащая государству, которая находится в ведениии Укравтодора. Согласно программе развития автодорог, утвержденной Кабмином до 2018 г., ежегодно госслужбе требуется 50 млрд грн финансирования. В этом году госбюджетом на нужды Укравтодора планируется выделить лишь 13,7 млрд грн. Более 60 % от этой суммы (8,4 млрд грн) придется потратить на обслуживание кредитной задолженности Укравтодора. Аналогичное соотношение было и в прошлом году: из выделенных государством 9,4 млрд грн на выплату процентов ушло 5,7 млрд грн.
В текущем году Укравтодору на финансирование его потребностей не хватает 36,3 млрд грн — разница между потребностями ведомства и выделенными бюджетом средствами. Собственный капитал крупнейшей компании ведомства — «Автомобильные дороги Украины» — на первое апреля составил 863,7 млн грн. Исходя из этого показателя, компания может эмитировать облигации на максимальную сумму 2,6 млрд грн, согласно действующему закону о ценных бумагах и фондовом рынке. Отмена ограничений по выпуску бондов распорядителями бюджетных средств позволит неограниченно увеличить сумму займов и привлекать долговое финансирование.
Латание дыр
Причиной создания новых правил заимствований может быть нехватка средств в бюджете. Часть опрошенных «Капиталом» финансистов поддерживают инициативу государства по отмене жесткой регламентации максимального объема займов. «Государство вправе решить само, в рамках госполитики, поддерживать госкомпании или нет», — говорит гендиректор «Украинского кредитно-рейтингового агентства» (UCRA) Станислав Дубко. При таких займах необходимы госгарантии — для нивелирования рисков, считает он. Но каждый проект будет предварительно проанализирован. Дубко уверен: если государство исключит возможности манипуляций правилами, нововведение позволит оживить экономику страны в целом.
Но слишком большие объемы заимствований могут оказаться неподъемными для компаний и лечь грузом на государство. «Были примеры, когда в 1990 — начале 2000‑х годов госгарантии в очень большом объеме были предоставлены компаниям неэффективно, — вспоминает Дубко. — Предприятия не возвращали средства, и государству пришлось по этим гарантиям рассчитываться». Тогда произошло очень много дефолтов компаний. Поэтому и появилась норма о непревышении трехкратной с

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама