Економіка

госфинансы

Кабмин готовит бюджетную реформу. Бюджет-2015 хотят сверстать с учетом децентрализации финансов

Параллельно с подготовкой новой редакции Налогового кодекса правительство планирует внести масштабные изменения и в Бюджетный кодекс (БК). Как следует из документа, подготовленного Министерством экономического развития и торговли, Кабмин намерен откорректировать БК в части укрепления доходной базы местных бюджетов и усовершенствования механизма перераспределения межбюджетных трансфертов.

В частности, речь идет о долях налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Также изменения коснутся налога на недвижимость. В планах и реанимация в составе местных сборов налога с рекламы, а также внедрение местной надбавки к ставкам экологического налога в размерах от 0 до 200 %. Планируется также включить в состав местных налогов плату за землю. Изменения в Бюджетный кодекс сейчас обсуждаются в рамках рабочей группы, созданной при Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. «За месяц состоялось четыре заседания. В понедельник, 19 мая, было последнее», — уточнил «Капиталу» источник в аппарате Минрегионстроя.

По информации издания, пока законопроект находится в Минрегионстрое. Чтобы успеть сверстать бюджет на 2015 г. по новым правилам, Кабмин должен будет максимально быстро утвердить изменения и до 1 июля проголосовать их в парламенте.

Ожидания от реформы

Реализация запланированного, следует из расчетов Ассоциации городов Украины (АГУ), позволит увеличить долю собственных доходов местных бюджетов (II корзина) с нынешних 7,1 % до 30 %. Сделать это предлагается за счет снижения в два раза — с 50 % до 25 % — части собранного на территории налога на доходы физических лиц, которая направляется в госбюджет. Обсуждается также вариант перечисления регионами в госбюджет 75 % или 90 % налога на прибыль вместо нынешних 100 %.

В списке предложений со стороны местных органов власти также зачисление единого налога в общий фонд местных бюджетов, а не в их бюджеты развития. Что касается налога на недвижимость, то его ставки предлагается снизить с нынешних 1 –2,7 % до 0,1–0,2 % от минимальной зарплаты за 1 кв. м., но убрать льготы в зависимости от площади объекта. Всю сумму административных штрафов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения предлагается оставлять в бюджетах районов и городов областного значения.

В результате реформы межбюджетных отношений доля собственных доходов местных бюджетов (II корзина) может увеличиться с нынешних 7,1 % до 30 %.

В списке потенциальных поправок в Бюджетный кодекс также пункт о том, что финансирование делегированных полномочий будет осуществляться исключительно в рамках и за счет утвержденных и выделенных Министерством финансов средств. «Пока идет процесс согласования. Это еще не окончательные предложения, и они могут поменяться. Главное — есть понимание, что бюджетное обеспечение территориальных общин надо усиливать» — отметил в комментарии «Капиталу» эксперт по вопросам местных бюджетов АГУ Александр Слобожан.

Вопрос расчетов

Перераспределение отчислений по налогам может потребовать компенсаторов для госбюджета. Впрочем, местные власти рассчитывают, что этот вопрос удастся урегулировать. Там отмечают, что изменения по долям налога на доходы физических лиц и налога на прибыль отображено в основных направлениях бюджетной политики на 2015 г., утвержденных правительством.

Компенсатором могут выступить существующие госпрограммы. Если местное самоуправление будет обеспечено ресурсом напрямую, то отпадет необходимость в госпрограммах, которые финансируются за счет вышеупомянутых налогов. Средства не будут стекаться в центр и уже оттуда распределяться, определенный ресурс останется на местах. «Плюс важный вопрос — соцстандарты и нормативы бюджетной обеспеченности — при наведении порядка в этой сфере ежегодная экономия для государства может составлять свыше 10 млрд грн», — говорит Слобожан.

По мнению первого замглавы парламентского комитета по вопросам бюджета Оксаны Калетник (КПУ), проведение реформы межбюджетных отношений и внесение изменений в Бюджетный кодекс невозможно без решения вопроса укрупнения территорий. «На сегодня в стране существует 12 тыс. территориальных общин. В рамках реформы обсуждается идея их укрупнения до полутора тысяч. Ясно, что полторы тысячи менеджеров проще выбрать и назначить, чем 12 тыс. Однако не ясно, как это укрупнение будет происходить и функционировать», — отмечает народный депутат. По ее словам, в случае передачи полномочий и средств в регионы у государства должно быть понимание того, что у территории достаточно опыта, компетенции и кадровых ресурсов, чтобы справиться с переданными ей полномочиями.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама