Крупнейшие медиагруппы Украины («Интер», «1+1 медиа», StarlightMedia и «Медиа Группа Украина») подняли вопрос перераспределения доходов рекламного рынка. В рамках программы контент-партнерства «Чистое небо» совместно с представляющим их интересы Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК) и Всеукраинской рекламной коалицией (ВРК) они призвали рекламодателей отказаться от сотрудничества с пиратскими сайтами.
В рекомендательном письме, которое подготовили медийщики, содержатся названия около 130 сайтов, на которых обнаружено наибольшее количество пиратского ТВ-контента. Среди крупнейших — ex.ua, brb.to (на него идет переадресация с fs.to и ewq.to), которые ежемесячно посещают миллионы пользователей.
Цена вопроса
В оценке заработка пиратских ресурсов опрошенные «Капиталом» эксперты расходятся. Руководитель управления по продаже интернет-рекламы сейл-хауса «Плюсы» Марина Колесникова считает, что на пиратские ресурсы приходится около 50 % рынка видеорекламы. Директор GroupM в Украине, Белоруссии и Молдавии Антон Копытов дает более скромную оценку в несколько десятков миллионов гривен. «В любом случае через 3‑5 лет эти цифры могут быть в 15 раз больше. Вот вам и цена вопроса», — объясняет он.
По уточненной оценке StarLightMedia доля доходов украинского рынка видеорекламы которая приходится на сайты телегруппы и сайты с плеером телегруппы (доход от рекламы на них получает правообладатель — «Капитал») составляет 15-20%. Вместе с Megogo и YouTube она составляет около 50% в просмотрах и около 60% в деньгах.
«Реклама в интернете — эффективнее оффлайн-рекламы. Ее легче контролировать, можно в любой момент изменить или остановить»
По данным ВРК, объем интернет-рекламы в 2013 г. вырос на 35 % и достиг 1 млрд грн. Рынок ТВ-рекламы по итогам прошлого года вырос на 14 % — до 4,4 млрд грн. Несмотря на прогнозы дальнейшего роста, составленные в конце 2013 г., из‑за политической и экономической ситуации в стране он может просесть — по разным оценкам, сокращение может составить 10‑50 %. «По моему мнению, реклама в интернете — эффективнее оффлайн-рекламы. Её легче контролировать, можно в любой момент изменить или остановить. Поэтому, как мне кажется, этот рынок может просесть не так сильно, как телевизионный», — говорит директор по маркетингу онлайн-кинотеатра Megogo Иван Шестаков.
Рекламодатели думают
Инициатива медиарынка уже получила одобрение рекламодателей, уверяет Копытов. «Наши партнеры отказались от рекламы на пиратских сайтах. Это известные международные компании, которые не хотят поддерживать нарушение закона», — говорит он. По его словам, GroupM управляет медиаинвестициями для 30 из 100 крупнейших рекламодателей в Украине. Среди них — P&G, Bayer, Danone, UniCredit, «МТС», «Efes Ukraine».
По данным Advert Track, на конец 2013 г. больше всего рекламы у ex.ua, fs.ua и других пиратских ресурсов заказывала компания Samsung. Согласно выводам аналитиков, около 10 % рекламы на пиратских сайтах приходилось на 20 крупнейших рекламодателей, среди которых, в частности, компании Atis Group, Nokia, «МТС», «Киевстар», Canon, Nikon, Sportlife, ASUS, «Фокстрот». «Мы бы не хотели участвовать в обсуждении столь скользких вопросов», — сообщил представитель одной из них.
По мнению управляющего партнера адвокатского объединения «Юскутум» Артема Афяна, который также защищает интересы файлообменника ex.ua, путем давления на рекламодателей вопрос решить вряд ли удастся. «Нужно разобраться, в чем проблема рынка. Почему у нас столько нелегального контента? Нужно много работать над документами, выработать базу и критерии определения, что пиратское, а что нет», — говорит он. В противном случае, по его словам, сами же борцы с пиратством могут в какой‑то момент вдруг оказаться пиратами из‑за неправильно поставленной на сайте картинки.