Шесть лет назад флейтист Грег Патилло поместил на YоuTube сделанную совместно с виолончелистом Эриком Стивенсоном и контрабасистом Питером Сеймуром запись, которая быстро набрала 27 млн просмотров. Однако интернет-славой американцы не ограничились и вышли в «реал», чтобы каждым своим «настоящим» концертом доказывать: слушать, как они из трех акустических инструментов добывают столько звуков, что хватило бы на биг-бенд, лучше все‑таки вживую.
Эти музыканты очень самобытны, и дело не только в необычном составе ансамбля. Они техничны, хорошо понимают друг друга, а доведенная ими до предела ритмическая точность порождает необходимую для джаза свободу. И хотя 12 из 14 композиций были в миноре, на сцене царил веселый кураж.
Вообще Project Trio чрезвычайно заводит своей несерьезной серьезностью. Может быть, поэтому отрепетированные произведения брызжут жизнью, как будто только что родились. А исполнители, являющиеся по совместительству и композиторами, еще и энергично жестикулируют, двигаются, приплясывают — так что их концерт больше похож на шоу.
И разговаривают с публикой. К каждому сочинению прилагался оригинальный конферанс, поданный то как рэп-начитка, то как радиопьеса. Бруклинцы рассказали и сыграли о поиске своего стиля (существенным для них оказались традиционные индийские мелодии — раги, латина и хип-хоп), о наркотическом «залипании» перед телевизором, об опыте экстрим-полета над заснеженными скалами Колорадо, когда от холода зуб на зуб не попадал, а согреться удавалось, только расчехлив инструменты и начав играть. Наконец, о том, что одержимо пилить классику в детстве и юности — это круто.
Классика не прокралась, а вихрем пронеслась в облике изобретательно переделанного зачина бетховенской Пятой симфонии с переходом в галантный фьюжн, а также специально обработанного «Венгерского танца» Брамса. Последний исполнили неистово и глумливо, как на капустнике, с лихим «припевом», который несколькими сдержанными движениями смычков был превращен в свинг — после этой вещи музыканты дружно настроили инструменты заново.
Пожалуй, лучшим академическим экскурсом оказался кавер знаменитой сюиты Прокофьева «Петя и Волк», представленной Project Trio в лицах. Получился джаз-мюзикл о мальчишке, гуляющем по Центральному парку Нью-Йорка с роликами и CD-плейером, о его друзьях, испаряющихся при виде зубастого злодея, и о пользе быстрого бега.
Столь же сильное впечатление оставил и кратковременный, но яркий тандем Project Trio и Джамалы. За несколько недель до киевского концерта парни выбрали из апрельского альбома украинской певицы «All or Nothing» композицию «I’m Like a Bird», и совместное выступление, безусловно, удалось: песня с неожиданно породистой для нашего шоубиза мелодией прозвучала чрезвычайно выразительно. Похоже, что по‑другому эти музыканты просто не умеют.