Компания «Укртрансгаз» — оператор украинской газотранспортной системы — решила сделать открытыми данные об объемах транзита российского газа через территорию Украины. Это усилит защиту от обвинений в воровстве газа и укрепит позиции госкомпании в случае разбирательства в Стокгольмском арбитраже.
Приходите посмотреть
Учет поставок транзитного газа в Европу ведется через газоизмерительные станции «Ужгород» (в направлении Словакии), «Орловка» и «Теково» (в Румынию), «Берегово» (в Венгрию), «Дроздовичи» (в Польшу). Данные об объемах прокачки газа через каждую из этих станций «Укртрансгаз» будет обнародовать ежедневно. В частности, 24 мая в западном направлении транзитом через Украину прокачано 180 млн куб. м газа.
«Предоставление такой информации является очередным шагом по выполнению требований второго и третьего энергопакетов, внедрению стандартизированных европейских процедур работы операторов ГТС, что позволит улучшить качество взаимодействия «Укртрансгаза» с зарубежными и отечественными партнерами», — заявила компания.
Это не первый шаг украинских госкомпаний, стремящихся продемонстрировать прозрачность своей работы и функционирования украинского рынка газа. В начале мая Национальная акционерная компания (НАК) «Нафтогаз України» заявила о присоединении к системе отображения данных AGSI+ по стандартам Ассоциации европейских операторов подземных газовых хранилищ. В соответствии с требованиями этой ассоциации, «Нафтогаз» начал в онлайн-режиме публиковать данные о запасах газа в украинских подземных хранилищах газа (ПХГ).
По словам представителя компании «Укртрансгаз», который попросил не называть его имени, госкомпания планирует и далее повышать прозрачность своей работы в рамках выполнения требований второго и третьего энергопакетов. В октябре прошлого года «Укртрансгаз» стал участником-наблюдателем Европейской сети операторов газотранспортных систем и теперь ускоренными темпами приводит механизм предоставления данных в соответствие с требованиями этой организации. «Мы будем предоставлять те же данные, что и наши коллеги из Европы, при этом удерживая конфиденциальную информацию, как это предусмотрено законом», — пообещал представитель «Укртрансгаза».
Давно пора
Директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар считает, что необходимость в обнародовании информации о работе газового рынка назрела давно. «Публичность в этом вопросе лишает российскую сторону возможности спекулировать на теме якобы воровства газа Украиной», — отметил он. А начиная с 2006 г., когда разразилась так называемая первая газовая война, подобные обвинения Россия использует регулярно, не утруждая себя доказательствами этих утверждений…
По мнению эксперта, открытость может сыграть на руку Украине в случае рассмотрения спора с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже: «В определенной степени это поможет, поскольку мы таким образом демонстрируем большую открытость и прозрачность. А преимущество всегда на стороне той компании, которая более открыта, чем у той, которая все держит под замком», — пояснил Гончар.
Долгая дорога
В то же время собеседник издания считает, что украинским госкомпаниям еще далеко до стандартов работы европейских транспортеров газа. «Сейчас утверждать, что «Укртрансгаз» и «Нафтогаз України» соответствуют второму и третьему энергопакету — большое преувеличение. Мы только становимся на этот путь, а он достаточно долгий. Если в 2012 г. «Укртрансгаз» превратился из дочерней компании «Нафтогазу» в ПАО (публичное акционерное общество. — «Капитал»), это не значит, что он стал соответствовать европейским стандартам. «Укртрансгаз» станет самостоятельным, когда будет полностью распоряжаться своими финансовыми потоками, доходами и расходами», — подчеркнул Гончар.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич также говорит о большом объеме работы в этом направлении. Он привел в пример закон «О принципах функционирования рынка природного газа», принятый еще в 2010 г. Согласно этому закону, Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики (НКРЭ), должна была разработать порядок подключения к ГТС. «Этот документ не готов, не утвержден НКРЭ, хотя он определяет принципы работы на внутреннем рынке всех компаний, которые имеют дело с ГТС», — сказал он и уточнил, что это один из ключевых документов для работы на рынке.