Отечественные фармпроизводители прогибаются под натиском импортеров. Украинская компания «Фармак» впервые с сентября прошлого года утратила лидерство по объемам продаж. Эксперты только спорят, когда это произошло. По данным профильного сайта Apteka.ua «Фармак» стал вторым по итогам апреля, а по оценкам исследовательской компании SMD — по итогам марта. Больше всего в апреле лекарств продала итальянская корпорация Berlin-Chemie / Menarini Group — на 127,7 млн грн, свидетельствуют данных двух источников.
Причины падения
Утрата лидерства «Фармаком» частично произошла из-за роста цен у импортеров, что соответственно увеличило их долю в денежном выражении, считает генеральный директор украинского фармпроизводителя «Лекхим» Татьяна Печаева. По данным Apteka.ua, с начала января по 21 мая средняя цена одной упаковки иностранных лекарств выросла на 72,7% до 76 грн, а украинских — на 16,7% до 14 грн. В итоге, в апреле доля отечественных производителей в денежном выражении снизилась по сравнению с январем на 1 п. п. до 34,2%. В натуральном выражении тенденция противоположна: в январе доля отечественных препаратов составляла 67,3%, а в апреле — 69,8%.
«Фармак», в отличие от итальянской Berlin-Chemie / Menarini Group, зимой и весной снизил промоционную активность, объясняет заместитель директора SMD Евгений Живодерников. Это сразу же отразилось на продажах. Сказалось и то, что не было эпидемии простудных заболеваний, для лечения которых «Фармак» изготавливает популярные лекарства «Амизон», «Амизон Макс», «Амизончик».
Berlin-Chemie / Menarini Group производит популярный препарат «Мезим». С его помощью итальянцы заняли первое место по продажам в 2009 г. Однако в 2011 г. в Василькове под Киевом был выявлен цех по производству фальсифицированных лекарств, в том числе и «Мезима». Поэтому Гослекинспекции необходимо было дополнительно подтвердить оригинальность всех серий препарата, поступавших из‑за границы и обращавшихся на рынке, что заняло определенное время, говорит Евгений Живодерников. «Естественно, на фоне задержек поставок вкладывать средства в продвижение не было смысла, что негативно повлияло на рейтинговую позицию компании на рынке в 2011 г.», — поясняет он. Три года у компании ушло на восстановление доверия потребителей.
Есть и другие
«Фармак» сейчас активизировал телевизионную рекламу своих препаратов и продвижение среди врачей, поэтому есть вероятность, что компания вернется на первую позицию», — отмечает Живодерников.
В любом случае доля украинских компаний в перспективе будет расти, поскольку их препараты дешевле иностранных, прогнозирует Татьяна Печаева.
Украинские компании будут наращивать свои продажи и долю рынка, если будут активно развивать свои продуктовые портфели за счет современных востребованных на рынке препаратов и инвестировать в их продвижение, считает заместитель генерального директора по маркетингу фармфирмы «Кусум Фарм» Павел Чуба. По итогам первых месяцев текущего года выраженную положительную динамику продаж, причем в долларовом эквиваленте, продемонстрировали «Юрия-фарм», «Фармастарт», «Фитофарм», «Сперко», «Кусум Фарм».