В Украинской доменной зоне.UA появился сайт TripAdvisor, созвучный с названием американской компании, работающей в 30 странах мира. На главной странице сайта указано, что TripAdvisor является зарегистрированной торговой маркой и что открытие сайта запланировано на 2014 год. При этом логотип украинского сайта отличается от американского проекта TripAdvisor.
Загадочный домен
По данным Украинского института промышленной собственности, товарный знак TripAdvisor, необходимый для одноименного домена в зоне.UA, был зарегистрирован в сентябре 2012 года на Савченко Елену Георгиевну. В общей сложности ей принадлежат права на около 30 знаков для товаров и услуг, в числе которых — «Дата Центр», «Смартфон:)». Класс, по которому идет TripAdvisor, предполагает работу в сфере транспортных перевозок, упаковку и сохранение грузов, доставку сообщений и просмотр достопримечательностей (экскурсии). Срок действия свидетельства заканчивается в 2022 г. Одноименная американская компания появилась в 2000 г.
Доменное имя зарегистрировано регистратором «Датацентр» из Харькова. По данным ГП «Информационно-ресурсный центр», в этом городе живет Елена Савченко. «Капиталу» удалось связаться с ней, однако она сообщила, что по телефону комментировать вопросы использования домена TripAdvisor.ua не будет. Письменный комментарий до момента сдачи статьи в печать она предоставить не смогла.
Украинская доля от $ 12 млрд
Американская TripAdvisor Inc., акции которой торгуются на бирже NASDAQ, управляет веб-сайтами 20 туристических медиабрендов. По данным Google Analytic, в общей сложности эти сайты привлекают более 75 миллионов уникальных посетителей в месяц. Капитализация компании превышает $ 12 млрд.
Крупнейшие локальные версии TripAdvisor работают на отдельных доменах (например, в Италии это TripAdvisor.it, во Франции — TripAdvisor.fr, в Великобритании — TripAdvisorюco.uk). Украинская версия работает на российском домене TripAdvisor.ru. Согласно счетчику Alexa.com, 8,3 % его аудитории приходится на посетителей из Украины (второй по величине показатель после российской аудитории).
По оценкам управляющего партнера агентства PlusOne DA Максима Саваневского, в ближайшие годы туристические интернет-проекты будут одними из наиболее востребованных в Украине. В пользу таких прогнозов свидетельствует, в частности, статистика сайта по поиску жилья Airbnb.com: в мае 2014 г. количество гостей из Украины, отправившихся с его помощью в путешествие, выросло на 176 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост зафиксирован во Львове (216 %), Одессе (206 %) и Киеве (155 %). Количество объявлений из Украины на этом сайте достигает 6 тыс.
Испорченный товар
Управляющий партнер адвокатского объединения «Юскутум» Артем Афян рассказывает, что чаще всего домены и торговые марки известных международных компаний в Украине регистрируются третьими лицами с целью дальнейшей перепродажи (это называет киберсквоттинг. — «Капитал»). Стоимость таких доменов в последние годы снизилась благодаря росту популярности поисковых систем, говорит Афян.
«Люди чаще что‑то «гуглят», чем запоминают адреса сайтов», — объясняет он. При этом специфика доменного рынка, по его словам, такова, что продать красивое имя за десятки тысяч долларов киберсквоттерам удается редко. «Стоимость подобных доменов — это обычно несколько тысяч долларов. О сотнях тысяч вообще речи не идет — за такую цену можно купить красивое известное имя и не у киберсквоттера», — объясняет он. По его словам, киберсквоттеры обычно предлагают покупателю более низкую цену, чем та, которую он заплатил бы за юридические услуги, если бы попытался отсудить домен. «Чаще всего в суд идут компании, для которых деньги в данном случае менее важны, чем репутация», — говорит Афян.
Опыт американской компании Google Inc, которой удалось отсудить украинский домен у местной компании «ГОУ ОГЛЕ», показывает, что судебные споры по доменным вопросам могут длиться несколько лет. Будет ли TripAdvisor Inc. отстаивать свое право на украинский домен в суде, пока не известно. Комментарии по этому вопросу пресс-служба компании пообещала предоставить позже.