В этом году традиционный столичный филармонический форум целиком посвящен 140‑летию со дня рождения композитора и пианиста, чье творчество ассоциируется не только с романтическими порывами и восторгом жизни, но и с трудностью исполнения, требующего поистине виртуозного мастерства. Музыка Сергея Рахманинова — признанная во всем мире «планка» для пианиста, берут которую далеко не все. Тем интереснее послушать двух приглашенных звезд фортепианного искусства — Алексея Гринюка (Великобритания) и Сергея Эйдельмана (Бельгия), которые исполнят самые значительные сочинения Рахманинова, звучащие в Киеве нечасто.
На открытии 20 мая капелла «Думка» и оркестр под управлением Николая Дядюры с большим воодушевлением исполнили «Симфонические танцы» и величественную поэму-кантату «Колокола» для хора, солистов и оркестра. Последовавший затем вечер романсов при участии солистов Национальной оперы дал меломанам лишь небольшую передышку перед трехдневным марафоном, в программе которого — лучшие творения маэстро.
В среду, 22 мая, выступают Национальный симфонический оркестр (за пультом Владимир Сиренко) и пианист Алексей Гринюк — 35‑летний украинский британец, превращающий исполнение музыкального произведения в искренний и обстоятельный разговор по душам. Сыграют знаменитый своей сложностью Третий фортепианный концерт и написанную в 1936 году Третью симфонию.
24 мая любителей музыки порадует своей игрой еще один блестящий виртуоз — пианист Сергей Эйдельман, сын известного киевского, львовского и затем американского профессора, сам уже мэтр, чьи появления на сцене редки, но каждый раз поражают изяществом и глубиной. Вместе с филармоническим оркестром и дирижером Николаем Дядюрой он представит «Рапсодию на тему Паганини» и подготовленную специально для этого фестиваля симфоническую поэму «Князь Ростислав» — сочинение Рахманинова-студента на сюжет баллады Алексея Толстого, которое исполнят как аперитив ко Второй симфонии.
Однако самый масштабный опус меломаны услышат 23 мая, когда капелла «Думка» обратится ко «Всенощному бдению». Это величественное и одновременно интимное хоровое сочинение — оратория, мистерия и полновесная служба с каноническими церковными текстами — состоит из вечерни и утрени. Расслоение единого хора на ручьи голосов и перезвон колоколов в сочетании с аскетической мелодикой настраивают на возвышенный лад. Без преувеличения, это — обо всей музыке Рахманинова.