Економіка

госполитика

Не справились. Выполнение даже урезанного госбюджета находится под угрозой

Выполнение даже урезанного госбюджета Украины оказалось под угрозой
Фото: Алексей Солодунов

Доходная часть государственного бюджета, секвестр которого правительство провело в конце марта для придания ему большей реалистичности, может быть не выполнена по итогам января-мая 2014 г. на 15 %. Об этом сообщил заместитель министра финансов Владимир Матвийчук на брифинге в Киеве в пятницу.

По его словам, это эхо недополучения доходов в первые месяцы 2014 г. За январь-апрель Минфин отчитался о 100 %-м выполнении плана по наполнению общего фонда госбюджета, собрав в него 106,4 млрд грн — на 16 % больше, чем в те же месяцы прошлого года.

Это было еле достигнуто из-за проблем с налоговыми поступлениями, которые министерство просто умело замаскировало. Кроме того, доходы специального фонда за это время составили лишь 120,5 млрд грн вместо 126,5 млрд грн, которые госбюджет получал бы в случае равномерного распределения доходов спецфонда в течение года.

«В последнее время были приняты некоторые меры и есть определенные улучшения в этом плане. Учитывая ситуацию в январе-феврале текущего года, можно сказать, что пока мы не выполняем план доходов, предусмотренный на январьмай», — отметил Матвийчук.

Временная маскировка

Обеспечить наполнение госбюджета в первые четыре месяца года Минфину помог Национальный банк. Как ранее писал «Капитал», в январе-апреле НБУ перечислил в общий фонд госбюджета 19,8 млрд грн вместо положенных 4 млрд грн, всего за четыре месяца выполнив 87 % годовой нормы поступлений от НБУ в госказну. За счет подобных платежей авансом монетарный регулятор обеспечил 18,6 % поступлений в госбюджет с начала года, хотя, согласно бюджетной росписи на текущий год, он должен лишь 7,2 % годового дохода общего фонда. При этом доходы Нацбанка, которые тот должен перечислять в госбюджет исходя из собственной отчетности и закона «О Национальном банке Украины», в прошлом году составили лишь 11,9 млрд грн. А значит, все свыше этой суммы — как минимум 7,9 млрд грн — НБУ получил за счет эмиссии гривни, говорит руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук.

Средства регулятора компенсировали значительную нехватку налоговых поступлений из‑за сокращения притока от НДС на 7,1 %, налога на прибыль на 10,7 % и акциза на 25,7 % по сравнению с январем-апрелем 2013 г., а также помогли повысить доходы общего фонда за эти месяцы текущего года на 16,2 % по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Как признает сам министр финансов Александр Шлапак, если бы Национальный банк перечислил в январе-апреле лишь положенную четверть обязательств, Минфину пришлось бы отчитаться о падении доходов общего фонда на 1 % относительно прошлого года. Между тем обновленный в марте госбюджет предполагает рост доходов общего фонда на 7,4 % по итогам 2014 г.

Надежда на рост

Впрочем, больше Минфин не сможет использовать трюк с авансовыми платежами от Нацбанка для демонстрации позитивных бюджетных показателей. В меморандуме Международного валютного фонда по новому кредиту фигурирует требование «ввести законодательные правки, устраняющие верховенство закона о бюджете над законом о Нацбанке, и прекратить авансовые переводы прибыли НБУ в госбюджет в течение фискального года». Таким образом, с мая Кабмину пришлось отказаться от этой практики. Теперь вся надежда правительства на восстановление экономики, которое позволит увеличить налоговые поступления в госказну. И эти надежды не беспочвенны.

В апреле падение налоговых платежей замедлилось. Если, к примеру, поступления от НДС, основного бюджетоформирующего налога, в январе-марте сократились на 15,1 %, в том числе в марте — на 22,6 %, то в апреле они выросли на 17,9 %, до 17,4 млрд грн. Как отмечает исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук, пока это еще не результат оживления внутреннего потребления (в январе-апреле темпы розничного оборота составили 5,6 % против прошлогодних 11,9 %, отмечено падение в марте-апреле).

Минфин больше не сможет использовать трюк с авансовыми платежами от Нацбанка для демонстрации позитивных бюджетных показателей

«Это может быть первым свидетельством ликвидации схем при выплатах НДС», — считает эксперт. Похожая ситуация наблюдается и с налогом на прибыль предприятий, правда, в этом случае основное падение пришлось не на март, а на февраль — из‑за введения в прошлом году авансовых платежей по этому налогу. В I квартале поступления от налога на прибыль снизились на 15,8 %, в том числе в феврале — на 61,2 %, но марте-апреле снова продемонстрировали рост — на 85,6 % и 23,6 %, соответственно.

Однако это также не свидетельство возобновления экономического роста. В январе-апреле промышленное производство сократилось на 5,3 % (без учета оккупированного Крыма и Севастополя) против прошлогодних 4,3 %. Как объясняет Боярчук, сейчас уплата налога на прибыль происходит главным образом авансом (по данным Госказначейства, за четыре месяца было выплачено 58 % суммы поступлений налога на прибыль). Для этого предприятия выплачивают среднемесячную сумму за прошлый год. Следовательно, нынешние выплаты налога на прибыль совершенно не отражают текущую ситуацию в экономике.

Замедление спада налоговых поступлений продолжится и далее. По мнению Боярчука, некоторый рост будет достигнут во второй половине года. Правда, обеспечат его не поступления от налога на прибыль, которые, по ожиданиям эксперта, возобновят рост лишь в 2015 г., а поступления от НДС. Способствовать их росту будет, несмотря на спад в экономике на 5 %, по прогнозам МВФ, инфляция, которая составит 8,3 % в среднем в текущем году. Рост цен приведет к росту потребления и, следовательно, поступлений НДС в госбюджет.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама