29 мая секретарь комитета Верховной Рады по нацбезопасности и обороне Сергей Каплин на заседании парламента сказал, что 60 % предприятий Донецкой и Луганской областей приостановили свою работу. Он предложил в указанных регионах ввести военное положение. Самыми опасными остаются города Краматорск, Славянск, Константиновка, Лисичанск, Горловка.
Официально подтвердили остановку заводов только в Group DF Дмитрия Фирташа. Правда, у этих предприятий существовали другие причины для остановки, связанные с рыночной конъюнктурой. Самые большие неудобства испытывает топливный ритейл: на АЗС то и дело нападают активисты самопровозглашенной Донецкой народной республики, бензовозы экспроприируют; была захвачена нефтебаза в Луганской области. Вооруженные люди вывезли около 400 тыс. т дизельного топлива.
Похищают людей. Так, во время мирной демонстрации возле логистического центра «КОНТИ» в Макеевке произошел вооруженный захват двух сотрудников компании. Директор логистического центра и его заместитель были вывезены в неизвестном направлении. Через несколько часов после захвата в результате переговоров сотрудники были освобождены. Они чувствуют себя нормально.
Несмотря на новые напряженные правила игры, местный бизнес старается выстоять. Во всех бюджетообразующих предприятиях региона, кроме структур Фирташа, «Капитал» заверили, что работа ведется в штатном режиме. Может быть, не так активно, как ранее. Например, сокращается добыча угля. Поставки продовольствия, вопреки захватам автомобилей и блокпостам, осуществляются регулярно. Агрокомпании готовятся к сбору урожая.
Столько времени бизнес готов продержаться — прогнозировать трудно. Украинские чиновники пока не готовы назвать возможные потери госбюджета от донбасских событий. Но уже можно констатировать: дотации региона сократили. По данным Государственной казначейской службы, в I квартале 2014 г. планировали выделить в Донецк и Луганск 6 млрд грн, а направили только 9,5 млн грн. При этом в бюджет из регионов вместо планируемых 3,2 млрд грн поступило 3,8 млрд грн.
Голод не угрожает. Продовольственные компании региона работают практически без сбоев
Аграрные и продовольственные предприятия Донбасса, несмотря на свист пуль, остались вне пристального внимания воюющих сторон.
«Работаем в нормальном режиме, проблем нет», — рассказали «Капиталу» в пресс-службе агрокомпании HarveEast. Без сбоев ведут хоздеятельность агрокомпании «Агротон», «Приват-Агро», KSG Agro, «УкрАгроКом», «Гермес-Трейдинг», молочная компания «Донбасс Милк Групп» и один из крупнейших производителей мясных изделий — «АПК-Инвест».
Агрохолдинг «Донецксталь» готовится к сбору урожая, а пивная компания «Эфес» и производитель игристых вин «Артемовск Вайнери» свою деятельность и доставку продукции останавливать не планируют. Небольшие перебои в работе из‑за вооруженных противостояний возникли у производителя хлеба. «Столкнулись с трудностями только при доставке хлеба в Славянск, когда одной из трех машин пришлось вернуться из‑за обострения ситуации в районе блокпоста», — цитирует компания руководителя хлебного направления в Донецкой области крупнейшего хлебного холдинга Восточной Украины группы Lauffer Владимира Стригунова.
Он заверил: несмотря на этот инцидент, заказы на продукцию и доставка ее в торговые точки остаются стабильными. С похожей ситуацией столкнулся и дистрибьютор мороженого «Метасова». Кондитерские предприятия Донбасса — компании «АВК», «Конти» и Roshen — также работают в штатном режиме.
Под обстрелом. Аэропорты не работают, а железнодорожное сообщение подчас останавливается
Одной из наиболее пострадавших сфер бизнеса стали авиаперевозки. После того как 26 мая военизированные формирования так называемой Донецкой народной республики захватили международный аэропорт Донецка им. С. Прокофьева, полеты пассажирской авиации в регион прекратились — ориентировочно до 6 июня.
Авиакомпании «Международные авиалинии Украины», «ЮТэйр-Украина», Lufthansa, Turkish Airlines, flydubai, «Wizz Air Украина», Windrose, Pegasus Airlines и др., самолеты которых ранее обслуживались в аэропорту Донецка, или отменили рейсы, или постарались договориться с другими аэропортами. Например, на прошлой неделе греческий авиаперевозчик Ellinair, приземлился в Днепропетровске.
2 самолета оказались заблокированными в аэропорту Донецка
Точных данных относительно ущерба аэропорта пока нет. Известно, что в результате перестрелки сильно пострадал стеклянный фасад основного терминала. Кроме того, в аэропорту остались два самолета, которые пока вывезти невозможно, поскольку гражданских на территорию не пускают. Владимир Каменчук, генеральный директор авиакомпании Windrose, один из самолетов которой оказался в ловушке, сообщил, что воздушное судно застраховано у пула нескольких иностранных страховых компаний на сумму $ 30 млн. Выполнение регулярных рейсов из аэропорта Луганска, как уже писал ранее «Капитал», прекратилось. В конце марта из‑за отсутствия спроса авиакомпания «ЮТэйр-Украина» отказалась от последнего регулярного рейса в Луганск.
Не обошлось без перебоев и на железной дороге. 19 мая представители самопровозглашенной Донецкой народной республики захватили управление госпредприятия «Донецкая железная дорога», что привело к остановке движения грузовых поездов на пять часов. 22 мая группа неизвестных лиц взорвала железнодорожное полотно на участке Штеровка-Щетово Луганской области. Движение удалось восстановить только 26 мая. По состоянию на вчера вокзал работал и транспортное сообщение выполнялось в штатном режиме.
Донецкие торговые центры закрываются, офисы пустуют. Отели от убытков спасают журналисты
С понедельника по четверг были закрыты все наши торговые центры в Донецке: «Континент», Green Plaza, «Донецк-сити» и «Золотое кольцо», говорит замдиректора компании «Инвестиции и развитие» Лилия Миненко. «Насколько мне известно, другие торговые центры города в это время тоже не работали», — отмечает она. Миненко поясняет, что на такой шаг компания пошла, чтобы обезопасить покупателей и сотрудников торговых центров. Но уже в пятницу все объекты были открыты. «Арендная плата за те дни, пока торговый центр не работал, начисляться не будет», — подчеркивает она. Торговый центр компании «Инвестиции и развитие» в Мариуполе «ПортCity» работает, но его посещаемость невысокая, констатирует Миненко.
Донецкие офисные центры не закрывают, но многие арендаторы перешли на удаленный режим работы. «В торгово-офисном центре Green Plaza, в котором мы работаем, три дня была закрыта торговая часть, а арендаторам офисной предлагали эвакуироваться», — рассказывает директор рекламного агентства AdFactory Энрике Менендес. Сотрудники компаний-арендаторов бизнес-центра «Пушкинский» (группа «Эста») в целях безопасности работают удаленно, сообщили «Капиталу» в пресс-службе «Эста-холдинга». «В самом же здании постоянно находится команда управления и эксплуатации», — сказано в ответе пресс-службы компании.
40% составил уровень заполняемости донецких отелей в мае
Пострадала и сфера гостеприимства. В мае заполняемость донецких гостиниц составила около 40 %, тогда как за аналогичный месяц прошлого года — 70 %, рассказывает исполнительный директор Ассоциации звездочных гостиниц Дмитрий Прохоров. «В Донецке мало бизнес-туристов. 5‑10 % от общего числа клиентов отелей», — добавляет президент Ассоциации малых гостиниц и апартаментов Дмитрий Заруба.
Основными гостями донецких отелей, по данным группы «Эста» (отели «Донбасс Палас», Rark Inn Donetsk), являются представители западных телерадиокомпаний — журналисты, операторы, переводчики, приезжающие освещать вооруженный конфликт.
Из Донецка и Луганска некому улетать в теплые края. Туроператоры закрывают свои офисы
С продажами туров в Донецкой и Луганской областях по‑прежнему все плохо, сожалеет коммерческий директор туроператора «Натали Турс» Иванна Чучман. «Многих потенциальных клиентов призвали в армию или в иные воинские формирования. Часть клиентов из‑за большого количества блокпостов боятся выезжать за пределы своих населенных пунктов», — поясняет она.
Количество работающих турагентств, в первую очередь в Донецкой области, уменьшается. С 28 мая донецкий офис туроператора News Travel временно не работает. С прошлого понедельника прекратили деятельность агентства сети «Поехали с нами», рассказал ее директор Олег Кулик. Он уточняет, что при необходимости выдачи документов или обращении клиента напрямую к турагентству за покупкой путевки сотрудники приходят в офис. Турагентства других сетей также предпочитают не выходить на работу.
Ситуация в Луганской области немножко лучше. Продажи туров упали в три-пять раз по сравнению с концом мая прошлого года, поскольку из аэропорта Луганска пока не выполняются чартерные рейсы и клиенты покупают туры с вылетом из Харькова, Днепропетровска или Ростова-на-Дону, аэропорт которого расположен неподалеку. Однако туристические компании не закрывают свои офисы.
Поставки лекарств и топлива в эпицентры противостояния практически остановились. Запасов хватит на две недели
Среди ритейла больше всего пострадал непродовольственный сегмент. Часть дистрибьюторов лекарств с прошлой недели вообще прекратили поставлять их в Донецкую и Луганскую области, рассказал «Капиталу» менеджер одного из крупнейших фармпоставщиков, пожелавший сохранить анонимность. Причина банальна — автомобили с неместными номерами подвержены большому риску быть ограбленными на территории этих регионов. Часть дистрибьюторов пытается использовать для поставки препаратов автомобили с донецкими и луганскими номерами.
Однако объемы таких поставок незначительны. Имеющихся запасов антибиотиков и дорогостоящих препаратов хватит примерно на две недели, противогриппозных — примерно на месяц. Суммарная задолженность аптек Донецка и Луганска, по оценкам поставщиков, составляет около 200 млн грн.
«Капитал» уже сообщал, что автомобили в салонах, расположенных в неспокойных регионах, забирали вооруженные люди. Поэтому поставки автомобилей в Донецк остановлены, а автосалоны работают по сокращенному рабочему дню. В начале прошлой недели ситуация усугубилась. Во время перестрелки в районе Донецкого аэропорта сильно пострадали три автосалона: Mirtsubishi, Peugeot и Porsche, сказано в сообщении консалтинговой компании AUTO-Consulting. Автомобилей внутри салонов не было, но все витрины изрешетили пулями.
200 млн грн составляет суммарная задолженность аптек Донецка и Луганска
По данным AUTO-Consulting, ситуация в автосалонах Луганской области спокойнее — автомобили есть в продаже.
Магазины по продаже дорогой одежды закрывают один за другим. Реализация бытовой техники достаточно стабильна, но спрос упал на 8 %, хотя в целом по стране игроки фиксируют рост на уровне 5 %.
«Магазины нашей сети в Донбассе работают. Перебоев с поставками товаров сейчас нет», — говорит генеральный директор сети по продаже бытовой техники и электроники «Эльдорадо» Сергей Цыбульский. По его словам, в критических случаях супермаркеты могут закрываться раньше.
Перманентные нападения вооруженных людей на бензовозы и автозаправочные станции заставляют продавцов топливного рынка постепенно сворачивать свою деятельность. «Капитал» ранее писал, что четыре АЗС «Параллель», расположенные в эпицентрах вооруженных столкновений, закрыты. Сети ОККО, WOG и «Укрнафта / Авиас» работают в режиме продажи остатков.
Горожане запасаются продовольствием. Иногда не совсем законными методами
На прошлой неделе социальные сети облетела фотография центра оптовой торговли METRO, расположенного недалеко от донецкого аэропорта. Магазин был полностью разграблен, а счастливых мародеров с полными тележками продуктов ловили представители ГАИ. В пресс-службе ритейлера сообщили, что магазин был закрыт еще 26 мая, чтобы обезопасить посетителей и персонал. Этим и воспользовались грабители. «Три остальных магазина в Донецкой области работают в штатном режиме», — сказано в сообщении пресс-службы METRO.
В некоторые торговые точки в Донецкой и Луганской областях заходят посетители с оружием в руках, говорит директор по маркетингу крупной продовольственной сети, пожелавший остаться неназванным. На прошлой неделе ранение получил один из покупателей, который находился на автобусной остановке вблизи супермаркета «Амстор» в Донецке.
26 мая один из магазинов METRO был закрыт из-за мародеров
В связи с последними событиями решено временно сократить график работы некоторых «Брусничек» в Донецке до 20:00, сообщила директор департамента закупок компании «Украинский ритейл» (сеть «Брусничка») Анастасия Вишняк-Кулагина. «В Славянске и Краматорске график зависит от текущей ситуации», — отметила она и добавила, что банковские терминалы в магазинах работают, но периодически наблюдаются перебои, связанные с нестабильной работой интернета и GSM.
При обострении ситуации в районе, где расположен супермаркет, администрация магазина имеет право сократить время его работы либо временно закрыть, сказано в ответе PR-Департамента компании «Смарт-Холдинг» (сеть «Амстор») на запрос «Капитала». «Супермаркеты «Амстор» работают в обычном режиме», — сообщили в компании.
Сложившаяся ситуация спровоцировала кратковременный рост товарооборота. Например, скачок продаж наблюдался 27 мая после событий в Донецке, говорит Вишняк-Кулагина. «Из-за неуверенности в завтрашнем дне люди стремятся запастись стратегическими продуктами питания, на случай если магазины вдруг перестанут работать, наступит дефицит или вырастут цены», — отмечает она. Небольшой рост продаж зафиксировали и в «Амсторе».
Промышленная инерция. Предприятия Фирташа остановлены, остальные сбавляют темп работы
Официально подтвердили остановку заводов пока лишь в Group DF Дмитрия Фирташа — горловского «Стирола» и «Северодонецкого объединения «Азот», — объяснив это соображениями безопасности. «Это не экономическое решение, это сугубо в целях безопасности. Мы понимаем, что может быть, если, не дай бог, взорвется завод или еще что‑то произойдет. Вы понимаете, какая это будет катастрофа», — сказал Фирташ в интервью телеканалу «Интер».
Остановка этих предприятий была правильным решением, так как 20 мая боевики напали на госпредприятие «Трансаммиак», которое перекачивает аммиак «Стирола» в аммиакопровод. К тому моменту «Стирол» не работал, поэтому обошлось без жертв.
На самом деле Фирташ лукавит: остановка его заводов в восточных областях страны совпала с межсезоньем, наступившем на рынке после обвала цен на карбамид еще в апреле. На экспорте этого удобрения и специализируются эти предприятия заводы. Они были бы остановлены, даже если бы Донецкий и Луганский регионы не были бы зоной боевого конфликта.
Металлургические комбинаты на востоке Украины продолжают работать. По крайней мере пресс-служба компании «Метинвест» не сообщала об обратном, а на запрос «Капитала» о влиянии военного конфликта на загрузку своих заводов не ответила. В пресс-службе корпорации ИСД изданию сообщили, что ее предприятия тоже работают. А вот сотрудники центрального офиса в последнюю неделю стараются реже появляться на улицах Донецка.
на 10-12% сократилась добыча угля в из-за активизации боевых действий
Новокраматорский машзавод (НКМЗ), который обеспечивает 50 % поступлений в местный бюджет и в 2013 г. увеличил чистую прибыль в три раза — до 226,54 млн грн, опроверг все слухи об остановке предприятия, хотя 26 апреля подвергался атаке боевиков. Для минимизации рисков администрация принимает меры по защите работников. В частности, завод переведен с трехсменной на двухсменную работу, чтобы сотрудники уходили домой засветло. Зарплату рабочим выдают в кассе завода, поскольку ПриватБанк, обеспечивавший ранее выплаты на карты, частично приостановил свою деятельность в регионе. Но без потерь не обошлось.
«Политический кризис в Украине и антитеррористическая операция, которую проводят сейчас в Краматорске и Славянске, нанесли заводу серьезный урон: основные технико-экономические показатели первых четырех месяцев года упали относительно плана», — сообщил генеральный директор предприятия Геннадий Суков. В то же время за последний месяц на 10 % выросла загрузка станочных мощностей предприятия, сообщает его пресс-служба.
Отразились военные действия и на угледобывающих предприятиях, сконцентрированных в основном в Донецкой и Луганской областях. Министерство энергетики и угольной промышленности заявило, что за последнюю неделю из‑за активизации боевых действий добыча угля сократилась на 10‑12 %. В частности, по словам первого замминистра энергетики и угольной промышленности Юрия Зюкова, не работают все четыре шахты «Лисичанскугля».